Загадочная и великолепная Знаменская церковь в Дубровицах - KRINTEL.RU

Загадочная и великолепная Знаменская церковь в Дубровицах

Что расскажут старинные камни: смысл резьбы и скульптур храма в Дубровицах

Уникальный, необыкновенный по красоте храм Знамения Богородицы в Дубровицах богато украшен резным орнаментом и каменными фигурами. Что особенного в этих узорах, кого изображают скульптуры, какие христианские символы зашифрованы в резьбе, выяснила обозреватель «РИАМО в Подольске».

Символ снятия опалы

Дубровицкий храм был заложен 22 июля 1690 года во имя чудотворной иконы Знамения Богородицы. Основателем и первым старостой стал воспитатель Петра I князь Борис Голицын. Церковь построили в честь его примирения с царем и снятия опалы, в знак благодарности за пожалованное боярство.

Строительство продолжалось около восьми лет. Храм возводили по византийским канонам, то есть восьмерик на четверике. Четверик – это основание здания, равноконечный крест с закруглениями в виде лепестков. Восьмерик – это уходящая в небо восьмигранная четырехъярусная башня, которая завершается куполом с позолоченной короной и резным крестом.

Освятил храм 11 февраля 1704 года местоблюститель Московского патриаршего престола Стефан Яворский в присутствии Петра I, российской знати и посланников иностранных государств. Во время церемонии государь стоял в центре хоров на восьмиграннике, который является мостом, соединяющим два их крыла. Рядом с ним находились его 14-летний сын Алексей и князь-боярин Борис Голицын.

После освящения Дубровицкого храма устроили семидневный пир, на который пригласили всех проживающих на 50 верст вокруг.

«Государевы» хоры

Здание из белого камня до сих пор поражает своим величием: высота вместе с крестом составляет более 46 метров. Туристы приезжают полюбоваться уникальной позолоченной короной, резным орнаментом, горельефами и скульптурами снаружи, а также великолепно украшенными хорами и деревянным иконостасом внутри.

Хоры из мореного дуба, с которых Петр I любовался церемонией освящения храма, сохранились до сих пор. Они украшены резьбой, выполненной по липе. Изначально она была белого цвета, но в середине XIX века во время реставрации ее позолотили, как и иконостас.

Попасть на хоры можно по узкой каменной лестнице, спрятанной в пилоне под скульптурой Симеона Богоприимца – благочестивого праведника, который в Иерусалиме взял младенца Христа на руки и произнес благословения. Это событие тесно связано с христианским праздником Сретения Господня.

На второй ярус хоров и на крышу основного здания можно подняться по винтовой деревянной лестнице, спрятанной в деревянной трубе.

Ажурные украшения со смыслом

Вокруг храма, повторяя его контур, идет так называемое гульбище шириной 1,3 метра. Оно возвышается над землей на десять ступеней и огорожено парапетом. На него со всех четырех сторон храма ведут веерообразные лестницы.

По трем из них – с западной, северной и южной сторон – можно войти в храм. С восточной стороны, где находится алтарь, расположена ниша. Там примерно до 1930 года стояло распятие с предстоящими – Богородицей слева и Иоанном Богословом справа. Крест с фигурой Христа сохранился и в настоящее время находится внутри храма.

Интересно рассмотреть лестницы: резьба начинается между ступенями, и чем выше, тем она ажурнее. Да и каждая деталь храма, все колонны, карнизы и выступы окон украшены затейливыми каменными гирляндами из листьев, фруктов, гроздьев винограда. Кстати, виноградная лоза является важным символом христианской религии: она означает церковь, члены которой питаются из единого источника – Христа.

Матфей и другие евангелисты

Внизу храма во входящих углах стоят на невысоких постаментах каменные фигуры евангелистов. Почти все они сохранились плохо – без голов и символов веры. У одного только Матфея уцелели голова и его символ – ангел.

Левий Матфей – автор первого канонического Евангелия, один из двенадцати апостолов – ближайших учеников Христа. До встречи с Иисусом он был мытарем – сборщиком налогов, но последовал за учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Интересно, что Иисус бывал у Матфея дома, и тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

Стоит осмотреть и скульптуры других евангелистов, хоть они сохранились гораздо хуже. Это Марк, Лука и Иоанн, символами которых являются лев, бык и орел соответственно. Написанные ими евангелия вместе с евангелием от Матфея являются основой Нового завета. Примечательно, что само слово «евангелист» в переводе с греческого обозначает «возвещающий хорошую весть».

Три вселенских святителя

У западного главного входа в храм перед дверьми на невысоких постаментах стоят скульптуры святителей. По левую руку от входящих находится Иоанн Златоуст с книгой, по правую – Григорий Богослов. Они вместе с Василием Великим почитаются как три вселенских святителя и учителя, так как подробно раскрыли миру суть христианского учения.

Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский, в ряде христианских церквей почитается как святой. Он подробно, шаг за шагом учил правильно истолковывать священное писание, а не делать из него свои, иногда ошибочные выводы. Он четко и ясно пояснял апостольские учения и труды более ранних святых отцов, поэтому его и прозвали Иоанн Золотые Уста – Златоуст. Он написал пояснения на большое количество текстов из Библии, в том числе на Книгу бытия, Псалтирь, евангелия от Матфея и Иоанна.

Григорий Богослов был воспитанником и сподвижником святого Василия Великого. Он оставил большой след в христианстве, его сочинения оказали влияние на последующих богословов. Работы святителя толковали наряду со священным писанием. Православная церковь внесла Григория в число Отцов церкви – это означает, что его личность имеет особый вес в формировании догматов и канонов.

Скульптура третьего святителя Василия Великого находится на крыше основного здания храма. Ее можно увидеть над западным, то есть центральным входом, если отойти к югу или к северу шагов на тридцать.

Василий Великий – богослов и философ, много сил уделил литургическому творчеству. Кроме того, он славится своими письмами, которые дошли до наших дней. Ряд творений он посвятил толкованию священного писания, однако сохранились только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Интересно, что Василий написал устав монашеской общины и наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижничество он был прозван в народе Великим.

Символы страстей Христовых

Знаменская церковь в Дубровицах: старинная, необычная и красивая

Старинная Знаменская церковь в Дубровицах в стиле русского барокко не оставит никого равнодушным. Она является удивительным памятником архитектурного зодчества, ее называют жемчужиной Подмосковья. Необычная, загадочная, это одна из самых красивых церквей в России, с золоченой короной вместо купола.

Церковь Знамения в Дубровицах с короной — это одна из самых известных достопримечательностей города Подольска.

Карта

Как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах:

  • Из Москвы: от м. Южная на автобусе №417.
  • Из Подольска: от железнодорожной или автобусной станции автобус (маршрутка) №65.
  • На автомобиле: из Москвы через город Подольск по Варшавскому шоссе, возле Центрального Архива повернуть на указатель направо и прямо до поселка Дубровицы.

Знаменская церковь в Дубровицах

Сайт: dubrovitsy-hram.ru Адрес: Московская область, Подольск, пос. Дубровицы, 45. Часы работы храма: с 8.00 до 17.30, накануне воскресных и праздничных дней с 8.00 до 20:00.

Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

История создания церкви в Дубровицах

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (это официальное наименование Знаменской церкви) была построена на грани XVII-XVIII столетий неподалеку от Подольска, в месте где сливаются реки Пахра и Десна. Инициатором строительства и его финансистом выступил князь Борис Голицын – тогдашний владелец усадьбы Дубровицы.

Незадолго до этого князь, служивший воспитателем будущего государя Петра Великого, попал к нему в опалу и уехал в свое имение. Однако Петр вскоре остыл, и в знак примирения князь на свои средства начал возведение необычной церкви на территории собственного имения, хотя для этого пришлось перенести оттуда вполне рабочую деревянную церковь пророка Илии.

В 1704 году строительство было закончено, и на церемонию освящения храма прибыл сам Петр Великий, стоявший и молившийся на особом балконе западного выступа.

Материал и архитектура

Для сооружения Знаменской церкви выбрали местный белый камень, добывавшийся в каменоломнях на берегу Пахры. В качестве строительного материала он как нельзя более хорошо подходил под этот проект.

В плане церковь являет собой закругленный равноконечный крест. Высокий фундамент позволил обвести вокруг здания открытую ходовую паперть. Ее украсили роскошной каменной резьбой, создающей уникальный орнамент, который прерывается лишь четырьмя лестничными сходами.

Скульптурные композиции

Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

Читайте также  В мире загадочных лесов

В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

Купол

Интересное решение было принято для купола церкви, которую венчает не традиционный шатер или шлем, а царская корона. Столь оригинальная идея воплощена и в другом имении Голицына – в Больших Вяземах, где церковь также украшена императорским венцом.

Внутреннее убранство

Внутри Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы тоже во многом повторяет католические каноны: стены отделаны горельефами на темы библейских сюжетов, в помещении установлены скульптурные композиции. Все это свидетельствует о традициях европейской школы.

Интересен процесс изготовления скульптур. Их не вырезали на стороне, а делали на месте. Металлический каркас обмазывался основой, состоящей из смеси битого кирпича с известковым раствором, по ней в сыром виде прорезался контур. После высыхания смеси фигуры окончательно моделировались.

Крупнейшей композицией внутреннего церковного интерьера является «Распятие».

На западном притворе находится галерея, представляющая собой балкон, на который можно попасть через небольшую дверку в северо-западном пилоне. В этом месте при освящении храма находились Петр I и Борис Голицын.

Окрестности

Западнее храма некогда располагалась трехъярусная колокольня с 9 колоколами. Наиболее крупный из них весил порядка 2 тонн. К сожалению, колокольню в 1931 взорвали. От нее уцелела только сильно поврежденная статуя, которую невозможно сейчас опознать. Сейчас она вновь установлена на постамент.

От восточных врат уходит прямая дорожка в сторону кургана со смотровой площадкой. Вполне возможно, что он сохранился со времен вятичей, однако сейчас это точно сказать невозможно. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на церковное сооружение. Здесь любят проводить фото- и видеосъемки молодожены.

Знаменская церковь в Дубровицах – это жемчужина архитектурного искусства, оставшаяся нам в наследство от неизвестных авторов, воплотивших в ней свои мечты, мысли и чувства. Этот уникальный памятник русской архитектуры давно вошел в список сокровищ мирового искусства.

В окрестностях Подольска можно увидеть и другие интересные объекты, некоторые из них находятся рядом с Дубровицами, например, Подольская плотина.

Видео усадьбы Дубровицы и Знаменской церкви

Храм под Подольском, у которого нет аналогов в России: Почему князь Голицын построил православную церковь, похожую на костел

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Храм как символ примирения с Петром?

Эта историческая усадьба под Подольском за историю своего существования сменила немало именитых владельцев. Храм же на ее территории был построен при Борисе Голицыне, воспитателе Петра I. В какой-то момент князь попал в опалу (его оклеветали перед царем), но потом произошло примирение. В честь этого события, предположительно, и был выстроен в 1699 году этот уникальный храм. К сожалению, информация о его архитекторе не сохранилась, но известно, что работы длились около семи лет и участвовали в них не только русские, но и европейские специалисты.

В процессе строительства Голицын просил благословения на возведение столь необычного храма у патриарха Адриана. Это был очень консервативный священнослужитель и, скорее всего, добро на столь эпатажный проект он все-таки не дал. Однако после его смерти получить благословение оказалось намного легче.

На официальном открытии церкви присутствовал новый местоблюститель Московского патриаршего престола Стефан (Яворский), который лично освятил церковь. В этот день усадьбу посетил и царь Петр, отстоявший всю торжественную литургию вместе с сыном Алексеем. Как пропагандист европейской культуры царь не мог не оценить стараний Голицына и всего великолепия экстравагантного храма.

Уникальность здания

В качестве материала для церкви использован подольский белый камень, который удобен в обработке и идеально подошел для резьбы и проработки мельчайших деталей. Открытая паперть, декорированная резьбой по камню, представляет собой уникальное панно. Здесь можно увидеть и виноградные гроздья, и раковины, и витые растения, а окна обрамляют причудливые волюты и другие украшения. Предполагается, что резьбу выполнили швейцарские или итальянские мастера.

То, что внутри и снаружи храм обильно покрыт скульптурами, в те времена было просто невероятно и даже эпатажно. Все это более характерно больше для Западной Европы, чем для царской России. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, апостолы, множество ангелов – скульптуры выполнены с удивительным изяществом.

Столп Знаменской церкви венчает золоченая корона, и это тоже невероятно. Подобные венцы на русских храмах – явления единичные. Все-таки чаще православные церкви венчают маковки, шлемы или шатры.

Внутри храма скульптурные сюжеты, выполненные в технике стукко (искусственный мрамор), представляют собой в основном сцены из Библии. Впечатляют также балконы-ярусы, два из которых предназначены для хоров.

А создание красивейших икон – предположительно, дело рук московских мастеров, работавших в Оружейной палате Кремля. И, опять же, в этих уникальных образах сильно ощущается влияние западноевропейской иконографии.

Ну а если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста с равными округлыми концами, по контуру которого идет узкая галерея.

Он чудом уцелел

До революции храм несколько раз реставрировали, однако провести обновление до конца все же не удалось.

Кстати, во время войны 1812 года на территории церкви располагались войска Наполеона и, надо сказать, французы, которые в тот период разорили и осквернили немало православных храмов, к Знаменской церкви отнеслись на удивление бережно.

Увы, в советский период с этим уникальным зданием особо не церемонились. Священнослужителей с территории храма выселили, последнего настоятеля сослали в Семипалатинск, а саму церковь передали дубровицкому совхозу. Колокола сняли, храм закрыли.

В 1931 году большевики взорвали колокольню храма и расположенную рядом церковь Адриана и Натальи. К счастью, основной храм чудом уцелел. Правда, в период богоборчества храм лишился некоторых своих уникальных деталей. Например, у скульптур стало недоставать некоторых частей (где-то оказалась отбита рука, где то – голова и т.д.).

Ну а после Великой Отечественной войны помещение передали институту животноводства.

Храм сегодня

Лишь в конце прошлого века здесь, наконец, возобновились службы. В 2004-м, к 300-летию освящения церкви, большую часть здания отреставрировали. Однако работы над восстановлением первоначального убранства храма продолжаются.

Чтобы добраться до Знаменской церкви, нужно доехать до Подольска, а там пересесть на автобус или маршрутку до Дубровиц. Также до усадьбы ходит автобус от метро «Южная» в Москве. На автомобиле до усадьбы можно доехать по Варшавскому шоссе, опять же через Подольск.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Коронованный» храм: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, […]

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Читайте также  Насколько опасен дельфин в открытом море: вся правда для туристов

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Церковь в Дубровицах

Храм Знамения в Дубровицах — великолепный памятник петровской эпохи и объект культурного наследия федерального значения в Подмосковье. Православная святыня привлекает немало путешественников из России. Большинство поражается увиденным и называет религиозное сооружение одним из самых красивых и редких в нашей стране.

Что же вызывает такие эмоции? В первую очередь это нетипичный для православных построек архитектурный стиль, который можно классифицировать как голицынское барокко. Его черты воплотились в ажурной золочёной короне, венчающей церковь вместо традиционного купола, обилии лепного декора, сложных узорах, статуях и других деталях.

По мере приближения к церкви черты проступают всё яснее. Становятся различимы белокаменные скульптуры. Так, над обеими сторонами западной лестницы возвышаются изваяния Григория Богослова и Иоанна Златоуста с митрой, на крыше западной пристройки можно заметить статую Василия Великого. 12 фигур апостолов разделяют грани восьмерика. При пристальном рассмотрении видны следы времени — у одного изваяния не хватает головы, у другого — крыла. Реставрации требует и фундамент церкви. Чтобы как-то привлечь внимание к этому вопросу, Всемирный фонд памятников даже включил сооружение в один список с перуанским Мачу Пикчу и испанским собором Святого Семейства.

История церкви с короной в Дубровицах

В процессе, которым руководил боярин Борис Голицын, были задействованы мастера из разных стран, в том числе выходцы из Италии, Польши, Швеции, Германии. Точное имя главного архитектора мы уже вряд ли узнаем. Есть одна версия, согласно которой, им мог быть придворный шведский мастер Никодемус Тессин Младший.

В качестве строительного материала использовался декоративный белый камень из каменоломен в Сьянах. Транспортировался он по реке Пахре.

Построенную церковь назвали в честь иконы Божией Матери «Знамение». Вот только замысловатый декор и не традиционный архитектурный стиль привели к неожиданным последствиям: патриарх Адриан отказался освещать сооружение. Освящение состоялось после смерти священника, 11 (22 февраля) 1704 года, митрополитом Стефаном. На обряде присутствовал Пётр I.

В XVIII веке храм Вознесения в Дубровицах пополнился колокольней. Башня до наших дней не дошла — взорвали в 1931 году. Одно время церковь вместе с усадьбой «Дубровицы», частью которой она считается, была музеем. В 1990 году православную святыню передали общине.

Внутри церкви в Дубровицах

Убранство вас удивит не меньше, чем экстерьер. Выдержанные в небесных тонах стены обильно украшены скульптурами. Им отведена значительная часть внутреннего пространства. Все они разнятся по сюжету, но объединены библейскими мотивами и выполнены в технике стукко. Фигурки изготавливались из битого кирпича и известкового раствора, за основу использовался каркас из металла.

Самая крупная композиция расположена над иконостасом и представляет собой центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». В центре находится распятие, справа — надпись на латинском языке, рядом — два сидящих ангела.

Обратите внимание и на ровесника церкви — барочный резной иконостас. Часть икон сюда вернули из Всероссийского института животноводства в 2000-м году. Создание некоторых образов приписывают мастерам Оружейной палаты. Есть в храме и икона «Знамение», написанная 150 лет назад. Перед образом Небесной Заступницы часто служат молебны и читают акафисты.

Невозможно не заметить и двухъярусные хоры — занимают верх западного выступа. Балконы повторяют очертания притвора и поддерживаются резными столбиками, похожими на мостик. Известно, что здесь во время освящения храма молился Пётр I.

Богослужения в храме Знамения в Дубровицах

Храм действующий, богослужения совершаются здесь ежедневно. Обычно молитвы читаются утром в 07:00 и вечером в 17:00. О проведении таинств и обрядов нужно заранее договариваться со священником. Для прихожан и туристов церковь открыта каждый день с 08:00 до 17:30, во время вечерних праздничных служб — до 20:00.

С 2003 года при церкви работает воскресная школа. Воспитанники изучают закон Божий, историю церкви и России, церковнославянский язык, пение, литургику и занимаются творчеством. Духовник школы — протоиерей Андрей Грицышин.

Как добраться

Дубровицкая жемчужина возвышается на высоком холме, образованном в месте слияния рек Пахры и Десны. Посёлок входит в состав подольского городского округа. Добираться до него удобно из Москвы — расстояние от кольцевой автодороги составляет 16 километров, от центра столицы — 36 километров. Координаты для навигатора: 55.44139802304196 и 37.49451920013428. Что касается транспорта, то кроме авто, сюда можно доехать на электричке и автобусах.

На электричке: подвижной состав в эту сторону из Москвы отправляется от Курского вокзала буквально каждые 15–20 минут. Дорога отнимет у вас примерно час. В Подольске нужно будет сесть на автобус № 65. Он и довезёт вас до остановки «Посёлок Дубровицы». Оттуда до усадьбы идти минут пять.

На метро и маршрутке: если находитесь в Москве, спускайтесь в метро и поезжайте до станции «Лесопарковая» Бутовской линии. Когда окажетесь на месте, дождитесь маршрутное такси № 417. Транспорт доставит к остановке, упомянутой выше.

На автомобиле: из центра столицы поезжайте по Варшавскому шоссе или МКАД, затем двигайтесь по М2. Машину оставляйте на парковке рядом с огороженной территорией усадьбы.

На такси: проблем с вызовом машины не будет. Воспользуйтесь таксомоторными сервисами «Максим», «Яндекс. Такси», «Везёт», «Ситимобил», Uber.

Церковь Знамения в Дубровицах на панораме Google: вид снаружи

Видео о храме Знамения в Дубровицах:

Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Содержание:

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была построена во времена Бориса Андреевича Голицина, воспитателя-«дядьке» Петра Первого, на месте старого деревянного храма Илии Пророка. Церковь же Илии Пророка при этом перенесли в соседнюю деревню Лемешово.

Строительство Знаменской церкви в Дубровицах

Строительство Знаменского храма в Дубровицах Борис Голицын решил приурочить к окончанию своей опалы. Приехав в столицу, он сразу показал царю Петру некие наброски. Зачем? По одной из версий, еще будучи совсем юным, Петр часто бывал в Дубровицах у своего «дядьки», был увлечен его дочерью, да и саму природу местную любил:

«На холме, что круто высится над Десною и полого к Пахре спускается, стоял барский дом-терем. Чуть от него восточнее была церковка. А за нею с холма открывался вид. на низинный луг, обрамленный роскошными ветлами, что буйно росли вдоль берегов обеих рек, смыкавшихся воедино, образуя как бы мыс корабля».

По одной из легенд, которая часто приводится в краеведческих материалах, юный Петр, однажды посетивший Дубровицы, воскликнул, обращаясь к своему «дядьке»:

«Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Храм бы такой здесь поставить, чтобы и немцы ахнули! Чтобы другого такого в целом мире не было!»

Голицын эти слова запомнил, мысль воплотить в белом камне мечту своего воспитанника с тех пор не оставляла его.

Читайте также  Как получить максимум ярких впечатлений, отправляясь в Тунис

Чертежи Петру понравились до такой степени, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на зодчих, ни на отделке. И лично приехал 22 июня 1690 года в Дубровицы на закладку первого камня.

Строили долго и только в летнее время. К концу XVII века строительство храма завершилось.

Освящение церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Несколько лет прекрасное здание стояло неосвященным. Дело в том, что Патриарх Московский Адриан наотрез отказался освящать столь явно выбивавшийся из принятой на Руси традиции храм. В результате освятили церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» только в феврале 1704 год, когда Русская Церковь — после кончины Патриарха и запрета Петра избирать нового Предстоятеля — осталась без своего главы.

Освящение совершил местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский), «при высочайшем присутствии, — как отмечает в уже упомянутом описании священник Сергий Романовский, — благочестивейшаго Государя Петра Алексеевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ».

По случаю освящения храма в Дубровицах устроили пир на весь мир — царь Петр обожал веселые застолья.

«По Высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст расстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования, и с удовольствием через семь дней торжества делано было угощение»
сообщается в книге «Дубровицы — знатное село».

По окончании торжеств Петр I отбыл в Петербург — его ждали великие дела.

Резьба храма

Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

Курган

О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было. высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко».

Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями.

Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нем сохранялись традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике», а шпиль. шпиль можно было и «потерпеть», тем более что в итоге он — в качестве завершения колоколен — вполне у нас прижился. Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать все, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный.

Знаменский храм в Дубровицахоригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трехлепестковой формы. План „распространяется в окружающее пространство“ причудливой конфигурацией лестниц». То есть, по факту, в основание церкви положен все-таки традиционный крест, хотя и со скругленными концами. Традиция спрятана за экзотикой.

Что еще? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объема, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделенной горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золоченой короной с крестом.

Орнаментально-скульптурный пояс

На снимке хорошо видна сложная фигурная кровля. С земли ее не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приемы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело.

Корона

Венчание храма короной для России уникально. Это совершенно не в отечественных традициях — понятно почему: трактовать такой «ход» можно было по-разному, в том числе и как главенство светской власти над духовной (установлением чего Петр I вскоре, кстати, и занялся). Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырехлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Восьмерик

Сразу и не скажешь, что это действительно восьмерик (только сильно вытянутый) и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скругленной верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой.

Статуи святителей

Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: