Жизнь простой русской деревни в объективе профессионального фотографа - KRINTEL.RU

Жизнь простой русской деревни в объективе профессионального фотографа

Фотограф Дмитрий Марков всю жизнь провёл в глубинке России. А потом начал снимать её на iPhone и попал в рекламу Apple

В 2017 году Apple запустила рекламную компанию с фотографиями, снятыми на iPhone 7. В ней показали, насколько лучше стала съёмка камеры в ночных условиях.

Дмитрий Марков был одним из фотографов, которому доверили для этого новое устройство.

В Купертино его заметили благодаря странице в Instagram (@dcim.ru). На ней автор выкладывал портреты людей, которые оказались заложниками жутких обстоятельств: сирот, инвалидов, алкоголиков и бездомных. И всё это он снимал именно на iPhone.

Снимки Дмитрия были на выставке в Нью-Йорке, он снимал для многих проектов и журналов вроде Esquire и Афиша, а в его Instagram 446 тысяч подписчиков.

Дальше узнаете, откуда у фотографа сформировалась тяга к отверженным, почему он выбрал именно iPhone и как автору удаётся безнаказанно запечатлеть настолько интимные моменты жизни глубоко затянутых в быт людей.

? Подписывайтесь на наш Instagram. Мы публикуем там другие интересные истории, фото из обзоров и дополнительный контент из похожих статей.

Фотограф считает себя одним из героев своих работ

Первые художественные фото в Instagram Дмитрия

Дмитрий Марков родился в 1982 году в селе недалеко от подмосковного Пушкино.

Столица была близко, но это не помогало местной атмосфере.

В период развала Союза дети приходили в школу после домашних побоев, а выпускники даже не надеялись поступать в колледж.

После 9-го класса Марков пробовал получить образование в колледже, а затем в университете с поддельным аттестатом.

Ситуации мешала дисциплина и наркотичекая зависимость, поэтому попытки были провальными.

Памятник Ленину, установленный на центральной площади Смоленска

Только через несколько лет фотограф устроился в еженедельник «Аргументы и Факты».

В газету его взяли, потому что он был готов писать о таких же «проблемных» друзьях. Уже тогда жизнь Дмитрия и его творчество стали неразрывны друг от друга.

А с увлечением фото этот эффект усилился, потому что примерно половина героев на ранних снимках тоже была его знакомыми.

Работа журналистом не давала нужного погружения

Из-за того, что периодичные издания требуют выдачи текстов постоянным потоком, сосредоточиться на одном материале сложно. Марков не смог продержаться на такой работе долго: было тяжело воспринимать темы поверхностно.

То есть ты пишешь про все, но досконально ни в чем не разбираешься.

В 2004 году он узнал о проектных фотографах. Такие с головой уходят в ситуацию, могут заниматься ею в течение нескольких лет и полноценно пропустить историю через себя.

Тогда первым серьёзным фотоаппаратом Дмитрия после мыльниц была Canon 350D. С ней он почти сразу после покупки отправился на вокзал снимать цыган и их детей, которые просят милостыню.

❗️ Если в блоках из Instagram не видно фото, обновите страницу.

Публикация от Dmitriy Markov (@dcim.ru) 3 Дек 2018 в 5:40 PST

Постепенно Марков начал фотографировать друзей, и камеру в руках держал чаще, чем ручку.

Моя мотивация такая же, как у тех, кто, скажем, фотографирует еду, — просто у меня специфические интересы.

Дома с сиротами дали толчок к развитию

Съёмка через стекло – один из приёмов, который получается у автора особенно атмосферным. Псков

В 2005 году на LiveJournal начали появляться блоги от волонтёрских организаций. Люди ездили в детские дома и колонии, документируя происходящее. И эти темы откликнулись у Маркова ярче всех других.

Сначала Дмитрий сотрудничал с организациями, чтобы просто снимать проблемные места для благотворителей. Его вклад был в основном только творческий.

Публикация от Dmitriy Markov (@dcim.ru) 29 Сен 2015 в 11:33 PDT

Но в 2007 году первой волонтёрской экспедицией фотографа стала поездка в Псковскую область, где он стал воспитателем детей.

Только часть из них были умственно отсталыми, но без финансовой поддержки в глуши получить образование не мог никто.

Благодаря правозащитникам со временем эти дети даже смогли ходить в обычные школы, а у Маркова появился огромный опыт общения с подростками.

Он нашёл способ общаться с людьми, которые раньше понимали только язык силы.

Фото сняты только на iPhone. Так всем спокойнее

Себежское озеро, Псковская область

В деревне Дмитрий проработал 5 лет, параллельно снимая жизнь людей. Затем вернулся в Москву, и как раз к 2012 году Instagram начал становиться популярной площадкой, на которой формировались интересные проекты.

Одним из таких был Burn Diary, где раз в неделю новому фотографу дают доступ к странице, и он может выкладывать на ней свои снимки.

Для работ такого формата есть отдельное определение – «социальная фотография»

Дмитрий был одним из участников эксперимента, что стало для него прорывным моментом в творчестве.

После проекта он изменил концепцию своей страницы, и посвятил её не фотографиям из своей жизни, а окружающим людям.

Фотографии из серии «Каждый час колокольный звон» о Белгороде

Кемь, город в России

Скорость публикации и удобство съёмки вышли на передний план, и потому iPhone быстро заменил полноценную камеру.

И хотя фотограф начал углубляться в соцсети, маленькие квартиры и шумное метро метро не удержали его в мегаполисе.

Через год жизни в Москве он выбрал что-то среднее между деревенским спокойствием и столичным укладом, переехав в Псков. Здесь его творчество и приняло свою текущую форму.

Многих людей беспокоит профессиональная камеры с гигантским объективом, а незаметную в смартфоне они воспринимают проще . Поэтому Дмитрий часто и фиксирует жизнь людей такой, какая она есть.

Дети на площадке, снятые во время режима самоизоляции

Увлечение снимками переросло в настоящую и неразрывную от волонтёрства работу. Благодаря тому, что Дмитрий сам рос в условиях глубинки, то и на контакт с людьми ему идти проще.

Однако если кто-то говорит, что не хочет быть на фото, он не давит.

Понимание и уважение чужих границ помогает создавать комфортные условия для участников съёмки с улицы или общественных мест вроде армии и бани.

Фотограф впечатлил весь Запад. Apple и Instagram в том числе

Приближная, станица Кабардино-Балкарии. Некоторые снимки можно проглядеть из-за слишком привычных пейзажей

Но стоит задержать глаз хотя бы на две секунды, и в компазиции начинает просматриваться магический реализм

В 2015 году фотоагенство Getty Images и Instagram выдали Дмитрию Маркову и ещё двум участникам гранты в $10 000 на развитие их аккаунтов.

На эти деньги фотограф смог ездить чаще по стране. Он посетил Байкал, города Золотого Кольца, и эти поездки на самом деле толчок к большей популярности.

Снимок из рекламной компании Apple One Night on iPhone 7

Вторым поворотным моментом было участие в рекламной компании Apple Shot on iPhone в 2017 году. Его снимок, сделанный на вокзале Пскова, вывесили в Нью‑Йорке, Париже и Цирюхе, а сам фотограф получил ещё большую известность и за рубежом, и в России.

До выхода седьмого айфона я был недоволен только тем, что в темное время суток или в неосвещенных помещениях телефонная камера не справлялась с задачей, но в iPhone 7 эту проблему решили.

Все видят упадок. Фотограф видит жизнь

«У меня задача не констатировать разруху, а увидеть жизнь на ее фоне, и я пытаюсь находить что-то хорошее,» – Дмитрий Марков

Ветхие здания, бедные комнаты и люди с суровыми лицами рисуют мрачную атмосферу. Потому глядя на снимки, некоторые чувствуют печаль или безысходность.

Многие западные СМИ делают даже заголовки о том, как в России якобы ужасно жить простым людям. Это задевает фотографа.

Жизнь простой русской деревни в объективе профессионального фотографа

Дмитрия Маркова называют одним из главных фотографов России. В кадре его объектива — люди из российской провинции. Европейцы называют работы Маркова иллюстрациями к русской классике. Рассказываем о талантливейшем фотографе современности.

Уже много лет фотограф Дмитрий Марков исследует Россию за пределами больших городов, специализируясь на съемках провинции. Но как появилось увлечение фотографией — до сих пор загадка даже для него. Он родился в неблагополучной семье, был отчислен из колледжа, не раз попадал в наркологические клиники для реабилитации. Новое увлечение стало его спасением. Сейчас Дмитрий Марков проводит выставки в Нью-Йорке, Париже и Риме, но продолжает жить в провинциальном Пскове. Рассказываем о жизни одного из главных фотографов современности.

Дмитрий Марков не любит, когда про него говорят, что он фотографирует «непарадную Россию». Дело в том, что как документальному фотографу, ему интересно следить за поведением обыкновенных людей, которых большинство. «Иногда, действительно, есть какие-то сюжеты непростые, но это связано с тем, что у нас в принципе все непросто. Но, если так посмотреть, я снимаю среднюю температуру по больнице — обычных жителей, обычные ситуации, обычные места», — объясняет Дмитрий Марков.

Читайте также  Куда лучше ехать на отдых, в Крым или в Сочи?

Среди героев его фотографий — инвалиды, сироты, заключенные, военные и просто жители российской глубинки. Вот духовой оркестр, играющий на фоне заброшенного ДК, вот бабушка, скрючившаяся от возраста, кормит котов, а вот кадры из ночлежки для бездомных в Костроме, — это лишь некоторые сюжеты, которые он снимает. «У меня просто есть стандартный набор в каждом городе: рынок, церковь и городская баня. По этим местам очень много можно сказать о городе и о местных жителях», — отмечает фотограф.

По его словам, люди реагирует на желание их сфотографировать по-разному. «Люди разные, реакции у всех разные бывают. Но про какие-то негативные истории я не могу рассказать. Думаю, это связано с тем, что я не снимаю людей очевидно в негативной ситуации, поэтому проблем у меня практически не было», — рассказывает фотограф.

Дмитрий Марков родился в подмосковном Пушкино в 1982 году в неблагополучной семье. Отец работал слесарем и часто выпивал, мать работала швеей на фабрике. Позже он признавался, что ситуация в семье очень повлияла на него. После школы Марков поступил в инженерный колледж, чтобы избежать армии. На третьем курсе его отчислили после того, как поймали за употреблением наркотиков в кабинете ректора.

Фотограф рассказывал, что впервые попробовал наркотики в 16–18 лет, когда уже стал жить с друзьями. Это стало для него закономерной историей подмосковных районов — в его окружении тогда все употребляли. Такое времяпровождение казалось естественным. В этот же период Марков приобрел свою первую камеру, чтобы отвлечься от наркотической ломки. С тех пор мало что поменялось. До сих пор именно фотография его мобилизует и сдерживает. «Если бы не она, он бы уже давно закончил свою жизнь так, как все его знакомые — в могиле или тюрьме», — говорит он.

Мастер убежден, человека делает фотографом в большей степени опыт и профессиональное видение. «Фотограф своими работами дает какое-то высказывание. Для того, чтобы это высказывание было интересным, как минимум, фотографу должно быть, что сказать. Желательно, чтобы это высказывание было не глупым, не популистским или еще каким-то, а глубоким. Это все упирается в опыт, наверное. Причем в опыт даже не фотографический, а жизненный», — поясняет Марков.

В 2005 году его пригласили пофотографировать в детском доме в Прохоров. В результате этой поездки он увлёкся волонтерством, и c 2007 по 2012 год Дмитрий работал в псковской общественной организации «Росток» с детьми-сиротами из коррекционных детских домов, а также воспитателем в детской деревне «Федково». Как отмечает фотограф, переезд в деревню на него очень благотворно повлиял. «Я после этого не смог уже обратно перестроиться. Хотя, казалось бы, я родился в Подмосковье. Мне должен быть более привычен большой город», — объясняет он. — Да, я не понимаю, почему многие люди, особенно сейчас, когда есть возможность работать на удаленке, продолжают оставаться в Москве. Я за то, чтобы города развивались. Не может бесконечно несколько городов притягивать к себе все, а остальным не доставаться ничего. Там же нехватка денег, врачей, ресурсов».

Марков добавляет, что не обязательно уезжать в столицы, чтобы добиться какого-то успеха, признания или найти себя. Достаточно искреннего желания и готовности работать, и это можно сделать в своем родном городе.

С сотрудниками благотворительных фондов Марков объездил десятки социальных учреждений, начиная от детских домов и заканчивая колониями. «В это время я победил в каком-то крутом конкурсе, который предусматривал онлайн обучение фотографии. Он был не в целом про фотографию, а именно про документальные направления. Нашими мастерами на полгода становились такие люди как, например, фоторедактор из The New York Times или же глава мультимедийного отдела Magnum Photos. Люди, которые связаны с фотографией, поймут, — рассказывает Марков. — Я тогда жил в деревне: пять домов, туалеты на улице. И я понял, что надо выходить на онлайн занятия, а интернет 3G не ловил у меня в комнате. Я брал швабру, прикручивал к ней через провод USB модем, и всю эту конструкцию вытаскивал под крышу. Если есть хотя бы 3G и желание, то можно себя найти».

Кроме того, Дмитрий Марков учился у российского фотографа Александра Лапина. «Вот мой учитель всегда рекомендовал очень настоятельно нам, ученикам, общаться с людьми из смежных профессий. Не с фотографами, а с режиссерами, музыкантами, потому что когда мы пообщаемся с фотографами, мы просто, как обезьяны, друг за другом повторяем профессиональные ходы. Но когда мы общаемся с людьми из других областей и профессий, мы творчески, фотографически переосмысливаем какое-то видение, какой-то опыт, которые у них есть», — говорит мастер.

Из Прохорова Дмитрий Марков переехал в Псков, где и живет до сих пор. В 2012 году он зарегистрировался в Instagram, начав выставлять свои работы. В 2013 году участвовал в проекте Burn Diary Дэвида Алана Харви, переняв оттуда концепцию и для своего Instagram — снимать только на мобильный телефон и выкладывать только то, что сфотографировал сегодня.

Сейчас у Маркова более 750 тысяч подписчиков. Через свой аккаунт он продолжает рассказывать о нуждающихся и поддерживать сборы средств. Например, он часто фотографирует постояльцев ночлежки для бездомных в Костроме, тем самым привлекая внимание к проблеме и собирая необходимые деньги. «Что собой представляет волонтерство? Это помощь в меру своих способностей. Я сейчас вижу свое волонтерство в виде фотографий и своей аудитории», — поясняет фотограф.

В 2015 году Марков стал обладателем гранта Getty Images Instagram Grant по программе поощрения фотографов, использующих Instagram для рассказов о жизни малоизвестных сообществ. «На поддержку аккаунтов, которые представляют сообщества и социальные институты, недостаточно освещаемые в СМИ, — так назывался этот грант. Поскольку у меня это совпало еще с моими волонтерскими историями, я тогда получил грант. Если так посудить, любая жизнь провинциального города — это уже какое-то сообщество, которое недостаточно представлено», — отмечает он.

В 2016 году Дмитрий Марков стал первым российским участником и одним из 15 фотографов из 15 стран, которые участвовали в рекламной кампании iPhone 7 «Apple’s Taken on the iPhone». В 2017 году в издательстве Treemedia вышла его первая книга «#Черновик», а в 2019 году во французском издательстве IIKKI Books вышла вторая книга Маркова «CUT OFF».

В 2018 году состоялась персональная выставка работ Маркова в рамках международной выставки фотоискусства Paris Photo-2018. «Это Sotheby’s (один из старейших в мире аукционных домов — прим. ред.) в мире фотографии. Рядом с разделом, где были мои картинки, продавали Энди Уорхола (американский художник и кинорежиссер, культовая персона в истории поп-арт движения — прим. ред.) по €20 тыс. Там меня представили коллекционеру из Штатов, который тратит ежегодно сотни тысяч долларов на покупку фотографий», — рассказывает Марков.

Позже Марков признавался, что именно после работы во Франции он начал читать русскую классику. Дело в том, что на выставке европейцы часто упоминали имена Толстого и Достоевского. Говорили, что фотографии Маркова — это иллюстрации к русской классике, а он ничего не читал.

Дальше были снова выставки во Франции, Генуе и Нью-Йорке. Все они прошли с большим успехом. Мастер выиграл несколько престижных российских и международных конкурсов — гран-при конкурса «Серебряная камера»; второе место на PhotoPhilanthropy Activist Awards 2014 в любительской категории за фотоисторию «Дорога из серого кирпича» об инвалиде-колясочнике и его сыне из Пскова. Более того, художник Дмитрий Врубель, который создал чуть ли не самое известное граффити на планете, изобразив на Берлинской стене поцелуй генсека КПСС Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, в своем виртуальном музее назвал один из отделов именем Маркова.

До сих пор критики обвиняют Маркова в том, что он очерняет российскую действительность и показывает неприглядные картины провинциальной жизни. Однако сам фотограф объясняет, что сосредотачивается на малоприглядных подробностях, потому что очень хорошо знает и чувствует нужды обыкновенных людей.

И сейчас Дмитрий Марков много путешествует по России, делает выставки по всему миру, но не собирается уезжать из провинциального Пскова. Свой выбор он поясняет так: «На каком-то мероприятии в Париже нас знакомили с местными фотографами и журналистами. Утром мы сидели на завтраке. Мне что-то сказали и показали на салат, я подумал, что меня так пригласили попробовать. Знаете, как у нас бабушка: „Что ты сидишь? Ешь!“ Я взял салат и начал есть его послушно. Оказалось, что меня попросили передать салат. Было очень неловко. Я не понял, как себя там вести, а в Мурманске или Сызрани мне все понятно».

Читайте также  Лестница Хайку на Гаваях

Быт крестьян начала XX века в объективе Вадима Шульца

Нача­ло XX века в Рос­сии — эпо­ха кон­тра­стов. На фоне раз­ви­ва­ю­щей­ся про­мыш­лен­но­сти, желез­но­до­рож­но­го стро­и­тель­ства и роста про­ле­та­ри­а­та мно­гие про­вин­ци­аль­ные реги­о­ны про­из­во­ди­ли впе­чат­ле­ние этно­гра­фи­че­ско­го оази­са. Это при­вле­ка­ло вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей и фотографов.

И дале­ко не еди­ным Про­ку­ди­ным-Гор­ским цен­на фото­гра­фия нача­ла века. Этим искус­ством увле­ка­лись мно­гие. Напри­мер, Вадим Шульц, худож­ник рубе­жа XIX–XX веков, уче­ник Ильи Репи­на в Ака­де­мии худо­жеств, взял в руки каме­ру и отпра­вил­ся в несколь­ко севе­ро-запад­ных губер­ний Рос­сии. Пред­став­ля­ем кол­лек­цию его сним­ков, кото­рые рас­ска­зы­ва­ют о жиз­ни и быте кре­стьян­ско­го насе­ле­ния империи.

Ред­кое фото Вади­ма Шуль­ца в окру­же­нии семьи Крыль­цо кре­стьян­ской избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Вид со стен кре­по­сти Изборска Погост Сен­но око­ло Изборска Дере­вян­ная мель­ни­ца Крас­но­гор­ско­го Бого­ро­диц­ко­го мона­сты­ря. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Вид кре­стьян­ской избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Кре­стьяне око­ло избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Фасад кре­стьян­ской избы. Оло­нец­кая губерния Маль­чик око­ло кре­стьян­ской избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Вид на при­стань. Село Тери­бер­ка Коль­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Дети у крыль­ца кре­стьян­ской избы. Оло­нец­кая губерния Инте­рьер кре­стьян­ской избы. Рус­ский Север Бого­яв­лен­ская цер­ковь на Оше­вен­ском пого­сте. Село Оше­вен­ское Оло­нец­кая губер­ния Кар­го­поль­ский уезд Лод­ки и про­мыс­ло­вые избы. Село Тери­бер­ка Коль­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьян­ская изба. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Кре­стьян­ская семья око­ло избы. Оло­нец­кая губерния Кре­стьян­ские девоч­ки Пинеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьян­ская изба. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Ярмар­ка. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Инте­рьер кре­стьян­ско­го сарая. Рус­ский Север Инте­рьер кре­стьян­ской избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Кре­стьяне око­ло избы. Дерев­ня Митин­ская Пинеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Про­мыс­ло­вые избы. Село Тери­бер­ка Коль­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Суш­ка рыбо­лов­ных сетей. Село Тери­бер­ка Коль­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьян­ские избы. Вид с реки. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Дети око­ло крыль­ца кре­стьян­ской избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Празд­ник «мети­ще» в селе Кар­по­го­ры / Пок­шень­га Пинеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьян­ка в избе у руко­мой­ни­ка. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Инте­рьер избы око­ло Кижей. Пет­ро­за­вод­ский уезд Оло­нец­кой губернии Дере­вян­ная огра­да с воротами Кре­стьян­ские девуш­ки на фоне избы. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Кре­стьяне, чиня­щие лодки Кре­стьян­ка око­ло печи. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Полен­ни­цы у кре­стьян­ских изб. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Девушки-«кокушницы» на празд­ни­ке «мети­ще». Село Кар­по­го­ры Пинеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьян­ка око­ло поко­сив­шей­ся избы. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Вид дере­вян­ной церк­ви с запад­ной сто­ро­ны. Рус­ский Север Кре­стьяне око­ло вхо­да в цер­ковь. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Тор­го­вый ряд с тка­ны­ми кре­стьян­ски­ми полотенцами Кре­стьян­ские девуш­ки око­ло мастер­ской плот­ни­ка. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Кре­стьяне око­ло вхо­да в цер­ковь. Пинеж­ский уезд Архан­гель­ской губернии Вид на село Немню­га (Кев­ро­ла) и цер­ковь Вос­кре­се­ния Христова Девушки-«повязочницы» и «кокуш­ни­цы» на празд­ни­ке «мети­ще». Село Кар­по­го­ры Пинеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Кре­стьяне, пере­во­зя­щие на спи­нах груз через лес Кре­стьяне. Село Нимень­га Онеж­ско­го уез­да Архан­гель­ской губернии Вид кре­стьян­ских изб и мель­ниц. Архан­гель­ская губер­ния, Пинеж­ский уезд Кре­стьян­ские бани на бере­гу реки. Рус­ский Север Церк­ви в Кижах. Оло­нец­кая губер­ния, Пет­ро­за­вод­ский уезд Муж­чи­ны око­ло кре­стьян­ской избы. Оло­нец­кая губерния

Ори­ги­на­лы фото­гра­фий хра­нят­ся в фон­дах Гале­реи Ильи Гла­зу­но­ва в Москве.

Эстетика русской деревни. На Западе восхитились кадрами фотографа из Сибири

Колоритные кадры деревенской жизни, выполненные сибирским фотографом Алексеем Мальгавко, попали в подборки лучших снимков известного британского агентства. Издание Reuters опубликовало сразу два фото мастера.

На одной из фотографий Алексей запечатлел сельского жителя. Мужчина стоит на крыше сарая и чистит снег, который летит вниз – на двух гуляющих среди сугробов свиней.

«Деревенская жизнь – это экзотика для иностранцев, да и для российских горожан. Где ещё можно увидеть столько белого снега? Только в русской деревне! Фотографию сделал в Бобровке, езжу туда больше 10 лет», — поделился фотограф.

На другом кадре, попавшем в подборку, видим маленьких телят, которых везут в прицепе. Оба снимка сделаны в небольших деревнях Тарского района Омской области.

Тихая жизнь вдали от мегаполиса

Жизнь провинциальной России, исчезающие деревеньки и малые города – любимые темы творчества Алексея Мальгавко. Фотограф реализует проект об одной из самых самобытных деревень страны – Бобровке Омской области, которая находится на севере – в 350 км от города.

«В Бобровке живут обрусевшие латыши, переселившиеся сюда ещё при Столыпине. Деревне уже больше 120 лет. Открыл для себя её уже давно, знаю почти всех жителей лично. Люди здесь считают себя русскими, хотя соблюдают традиции своих латышских предков, поддерживают дружеские связи с Латвией. Здесь праздную католическое Рождество, проводят национальный праздник Лиго», — отмечает автор снимков.

Помимо национальных сюжетов, Алексей раскрывает жизнь простых деревенских жителей. Кстати, вопреки расхожим мнениям здесь нет пьяниц и лентяев. Наоборот, в Бобровке проживает много простых работящих людей.

«Бобровка мала, не выглядит броской, но это крепкая деревня. Здесь прослеживается гармония жизни человека и природы», — считает фотограф.

На снимках Алексея Мальгавко можно увидеть незамысловатые, но самобытные и глубокие сюжеты, которые удивляют иностранцев: сельчане рубят деревянные дома, занимаются коневодством, выращивают картошку, моются в русской бане, собирают ягоды и грибы, огородничают, растят скот, все вместе встречают праздники.

Последний учитель на селе

Молодёжь сегодня покидает деревни и малые города, с каждым годам усиливается урбанизация традиционной сельской жизни. В одной из фотоисторий Мальгавко рассказал о последнем учителе и ученике из села Сибиляково.

«Снимая эту историю, общался с трудолюбивыми людьми, которые на первый взгляд производят впечатление благополучных, спокойных и целеустремлённых. Но в то же время постоянно присутствует ощущение тоски», — поделился Алексей.

В деревне Сибиляково почти все дома заброшены. Окна оставшихся жителей выходят на ветхие полуразрушенные постройки. От табуна лошадей осталась только одна кобыла. Здесь нет магазина, дома культуры. Люди живут прошлым, настоящего и будущего здесь, можно сказать, нет.

Заметили за границей

«По-моему, в 2009 году я впервые начал сотрудничать с Reuters. Это была съёмка деревенской бани зимой. Также как-то я снимал Рождественский марафон в Омске, и одна из фотографий была опубликована в издании New York Times», — вспоминает Алексей.

«Дудоладова я планировал снимать ещё до того, как он залез на берёзу, как известного тиктокера, а берёза стала дополнительным поводом. Надеюсь, что моя работа как-то помогла ему», — говорит фотограф.

Кстати, недавно в деревне блогера установили вышку связи – теперь студенту не нужно забираться на дерево, чтобы подключиться к дистанционным занятиям.

Кроме того, редакторы Reuters признали снимком года в категории «Пейзаж» фото с трамваем, едущим по засыпающему вечернему Омску.

«Фото с трамваем – классический видовой кадр города. Сделал его с недостроя, куда меня пустил охранник. До меня там уже побывали многие фотографы», — рассказал Мальгавко.

Алексей снимает не только деревню, но и жизнь современного мегаполиса. В его коллекции «Бездомные в Сибири» – фотографии людей из разных слоёв населения. Он снимал мужчину, который уже 11 лет выживает на морозе ночью, согреваясь под промышленными трубами, а также женщину, пытающуюся вернуться в нормальное общество после 27 лет, проведённых на улице.

Нетипичные судьбы людей в провинции – вот излюбленный сюжет Алексея, который тянется через всё его творчество. Ведь он сам родился в небольшом городке Тара на севере Омской области. Фотографией увлекался с самого детства, работал в местной газете «Тарское Прииртышье». Мальгавко вёл авторский блог на сайте русской службы BBC. Он регулярно участвует в выставках художественной и документальной фотографии.

Русская деревня на фото Н. Зыкова

Среди огромного количества фотографий в интернете, редко встретишь фото русской деревни, фото о жизни в деревне, о деревенских жителях. Я это поняла, когда увидела документальный фильм «Деревенский фотограф» Алексея Погребного . Если не видели, советую. Это фильм о Николае Викторовиче Зыкове, который работал конюхом, а для души занимался фотографией. Он оставил много фото родной русской деревни в разное время года и в разном настроении. Фотографии чудесные.

Всю жизнь Николай Викторович Зыков прожил в деревне Копылы Кировской области. Вырастил семерых детей. Они, в основном, и стали героями его портретов.

Читайте также  Прекрасная Вена — столица вальсов!

И еще на его фотографиях много пейзажей российской глубинки.

Николай Викторович Зыков — удивительный человек. Весь фильм состоит из кадров, которые показывают главного героя с неожиданной стороны. Открывает шкаф в своей комнате – все полки заставлены пластинками с классической музыкой. Ездил по соседним городам и скупал их в музыкальных магазинах. Знает, разбирается в музыке и слушает, слушает…


Жена ушла из жизни раньше Николая Викторовича, он пронес любовь к ней через всю жизнь и в течение всего фильма любой разговор сводил к жене.


«Моя любовь перешагнула твою смерть. Я люблю тебя больше жизни и больше смерти»

Он философ.
«Все фото мои – это плагиат. Это не моя режиссура. Нажал кнопку – и всё. Мир идет в меня, а я – в него. Где поэзия, где – проза, где я, а где мираж…Вопрос»


«В чем моя заслуга? Это же не мной сделано. Это все здесь стояло. Мне надо просто нажать кнопку. Уже все готово»

А знаете, как он печатал фотографии? С негатива с помощью солнечного света. Пленку проявлял в миске, в темноте отчитывая минуты вслух, а затем с помощью фанерного ящика, прикрепленного к окну, увеличивал через окошко. Удивился, что кто-то заинтересовался его снимками. Говорит, их было очень много. Многие пропали, другие съели мыши… Фотографировал для себя, потому что не представлял, как можно жить без этого.


Он – поэт.
«Писать легко, была бы душа. Что в моих стихах? Так может написать каждый.»

У Зыкова — дружная семья. Старшие всегда нянчили младших, помогали по хозяйству. Простой быт русской деревни. Все настоящее, спокойное, выверенное. И фильм неспешный… Слушаешь, удивляешься, а когда показывают фотографии – замираешь от восхищения.


Фотографии Зыкова русской деревни, русского пейзажа, несмотря на кажущуюся простоту, глубокие и правдивые. Причем, нравятся и его портреты,

и летние солнечные фотографии

и минималистичные зимние.


О его фотографиях узнали случайно. Перед самой смертью Зыкова о фотографе сделал документальный фильм Алексей Погребной. В одном из интервью режиссер посетовал, что узнали об этом талантливом человеке поздно. Верно, поздно узнали. Но, благодаря Алексею Погребному и его команде, все-таки узнали. За что им большое спасибо!

В объективе мастера — земляки и родина

14 июля в Саргатском историко-краеведческом музее в рамках празднования 80-летия газеты «К новым рубежам» состоялась презентация персональной фотовыставки корреспондента нашей газеты, члена Союза журналистов России Олега Михайловича Шипицына.

Экспозицию фотовыставки «Взглядом репортера» составили 25 снимков, сделанных в разное время. На них запечатлены наши земляки, природа и наполненная тревогами и радостями сельская жизнь. Жизнь, прожитая не только героями этих фотографий, но и автором.

Поздравить нашего фотокора с открытием выставки пришли в этот день друзья, коллеги, герои его фоторепортажей, преданные читатели газеты.

Фотовыставка «Взглядом репортера», по признанию самого автора, рождалась сложно. И понятно, почему. Олег Михайлович, которого я считаю своим учителем в профессии, очень требователен к себе, к своей работе. И особенно строг к своим фотографиям. На мой взгляд, все они прекрасные, эмоциональные, яркие. А главное — несут в себе доброе начало, наполняют твою душу светом печали и радости.

— Занимаясь репортерским ремеслом, не придаешь особой значимости получившимся снимкам. Задача фотографии — дополнить, проиллюстрировать газетный текст. Неслучайно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и помогаешь читателям увидеть прошедшее событие, очевидцем которого ты был. Иной раз сделаешь сто снимков — и среди них нет ни одного говорящего лучше всяких слов. А бывает, снимешь десять — и вроде все неплохие, — рассказал О.М. Шипицын на открытии фотовыставки. — Но снимки для газеты — это снимки для газеты. А на фотовыставке должны быть фотокартины. Но 80-летний юбилей газеты подтолкнул меня пересмотреть свое отношение к собственным снимкам. Оказалось, что среди них не так уж и мало хороших. Трудно было выбрать среди десятков тысяч фотографий, снятых за последние десять лет работы в газете, всего лишь два десятка.

…Фотографией Олег Михайлович увлекся еще в школе в Омске. Но мечта стать летчиком не давала покоя. И в 1979 году он поступает в Иркутское авиационное училище гражданской авиации. После распределения попал на Дальний Восток, в эскадрилью г. Комсомольска-на-Амуре, готовил самолеты к полету. По признанию моего коллеги, это был трудный хлеб вперемежку с романтикой. А через четыре года захотелось иных горизонтов. Крутой поворот в жизни — поступление на факультет журналистики Владивостокского университета, где детское увлечение фотографией сыграло не последнюю роль.

После второго курса студент попал на производственную практику в газету «Дальневосточный Комсомольск». Там познакомился с хорошим фотокорреспондентом Евгением Харламовым, которого в этот же день отправили со спасателями на тушение лесных пожаров в тайгу. Командировка затянулась на неделю, и молодой фотокор с простеньким «Зенитом» вынужден был сам обеспечить снимками два номера объемной городской газеты…

В 1989 году Олег Михайлович вернулся на свою малую родину, в Саргатку, стал работать в районной газете. И здесь его талант фотокорреспондента раскрылся в полной мере. «Возвращаясь на родину, домой, человек словно обретает крылья, по-иному смотрит на жизнь, думает и чувствует. И это состояние души накладывает свой отпечаток на занятия и увлечения любого творческого человека», — считает О.М. Шипицын.

За каждой его фотографией – отдельная история, целая жизнь. Жизнь, которую он переживает вместе с героями своих фоторепортажей. Поэтому они так пронзительны и эмоциональны. Любит фотографировать простых сельских тружеников, хлеборобов. На этой фотовыставке можно увидеть портреты фермеров Алексея Федорова из с. Баженово и Евгения Штеле из д. Преображеновка. Добавили ярких красок экспозиции портреты учителей, музыкантов и полные восторга лица детей.

Мой любимый снимок — «Хороша «Мелодия», на котором запечатлен в разгар уборочной страды глава КФХ «Великорусское» Владимир Луговик на золотом пшеничном поле, засеянном новым сортом пшеницы «Мелодия». Эта фотография стала главной в классном фоторепортаже «Все та же «Мелодия», опубликованном в октябрьском номере нашей газеты за прошлый год. И за этот материал Олег Михайлович удостоился первого места в номинации «Лучший фоторепортаж» на областном конкурсе журналистского мастерства.

Валентин Евлампиевич Ферулев из с. Верблюжье, большой друг газеты, поэт, особо отметил фотографию «До свидания, Родина». Высоко в небе, в кровавом закате, покидая родные места, летит журавлиная стая на юг… «Эта фотография, как и все остальные, поразительна и удивительна в хорошем смысле, — отметил В.Е. Ферулев. — Этот снимок поражает воображение. Всем нам когда-то приходилось покидать свою малую родину, прощаться с ней. И эта фотография в полной мере передает переживания, с этим связанные. Выразить такое чувство способен только истиной художник, поэт, талантливый и глубоко ранимый человек».

Все, кто в этот день пришел на открытие фотовыставки, разделили с Олегом Михайловичем его радость. Гости не были скупы на добрые слова, желали творческих успехов, вдохновения и новых горизонтов, дарили подарки. Дополнила и украсила праздничное мероприятие викторина «Знаете ли вы свою районную газету?», посвященная 80-летнему юбилею газеты «К новым рубежам». Всем победителям достались призы, в том числе бесплатная подписка на «районку» на второе полугодие.

Органично вписалась в фотовыставку и экспозиция об истории газеты «К новым рубежам», которую оформили сотрудники Саргатского музея совместно с нашей редакцией. Кстати, выставка будет размещена в музее до конца августа.

Директор музея Ольга Александровна Очкасова, ведущая этого мероприятия, предложила фотовыставку «Взглядом репортера» отправить в большое плавание: сначала — в Саргатский индустриально-педагогический колледж, а затем — в школы района и сельские Дома культуры. А Виктор Васильевич Гоношилов, омский журналист, писатель, в недавнем прошлом сотрудник нашей газеты, обещал помочь с организацией фотовыставки в областном Доме журналистов.

Завершилось мероприятие теплыми разговорами за чаем и вручением каждому участнику мероприятия памятного сувенира — буклета с фотографиями выставки. Все желающие могли взять автограф у автора. И, конечно же, вместе сфотографироваться на память.

Наталья МЯСНИКОВА, фото автора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: