Пороги. Крупнейшая ГЭС дореволюционной России - KRINTEL.RU

Пороги. Крупнейшая ГЭС дореволюционной России

ГЭС «Пороги»

ГЭС «Пороги» «Пороги» — это самая старая из непрерывно действующих ГЭС в России (некоторые полагают, что и в мире), работающая с 1909 года. Станция является памятником истории и культуры областного значения.

ГЭС расположена на реке Большая Сатка, а от самой Сатки она находится в 30 км к северу. Одноимённый посёлок (населением около 20 человек), благодаря станции, и по сей день независим от внешних источников электроэнергии.

Перед памятником установили информационный стенд с любимым цветом провинциальных рекламщиков. Ну, хотя бы так.

С недавних пор перед входом на плотину висит табличка, что вход воспрещен. Поэтому вы предупреждены и берете всю ответственность на себя.

Может показаться, что доски довольно хрупкие, но они каким-то образом еще держат. Все равно надо быть очень внимательным и смотреть под ноги.

Устройство подъема затворов.

Лебедка из Англии.

Гидроэлектростанцию построили для нужд первого в России электрометаллургического завода по выплавке ферросплавов. Завод, кстати, закрыли относительно недавно — лет 15−20 назад. Правда в середине века его перепрофилировали в огнеупорный завод.

Таких водопадов, как были раньше сейчас уже нет. Говорят, что река значительно потеряла уровень воды.

Как это было в начале 20 века:

Уникальное оборудование везли со всей Европы.

Весь комплекс построили за два года. Строители ГЭС

Напомню, что запустили электростанцию в 1909 году. Это значит, что когда столица империи Санкт-Петербург была без света, посёлок в уральской глубинке был полностью электрифицирован.

Возле плотины много рыбаков. Один раз видел как кто-то рыбачил прямо из окна станции.

Одно время завод даже стал цехом Саткинского комбината «Магнезит», но впоследствии цех закрыли из-за нерентабельности.

За 100 лет без серьезных аварий и сбоев, ГЭС ни разу не реконструировали и не проводили никаких капитальных ремонтов. Специалисты говорят, что состояние плотины очень ветхое, а несущие конструкции деформируются. В казне муниципалитета, у которых ГЭС висит на балансе, денег на ее содержание нет. Поддержкой на данный момент занимается предприниматель, бывший главный инженер «Магнезита», которому принадлежит гостиница, находящаяся в одноименном поселке.

Это место для закладки производства выбрали неслучайно. Оно было удобным во всех отношениях: подходящая для устройства плотины река, рядом находились месторождения хромистого железняка и кварцита.

В 1993 году «Пороги» вошли в заявку на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО.

Тот самый ферросплавный цех. В то время такое производство было взрывоопасным, требовало глубоких познаний в физике и химии.

Вход в машинный зал.

Все турбины являются уникальными и изготовлены по индивидуальному заказу ведущими фирмами Европы. Турбины являются действующими до сих пор, претерпев минимальные реконструкции, что уникально в мире вообще. Сам набор оборудования производства разных фирм является незаурядной музейной коллекцией истории техники начала ХХ века.

«Раньше частота тока регулировалась автоматически, с помощью этого немецкого оборудования 1909 года выпуска, достаточно было только обеспечить смазку, время от времени заливая в агрегат масло.»

«Сейчас приходится оперировать вручную, глядя на показания прибора на щите управления. Если частота падает ниже 50 Гц, включается подогрев воды и штурвалом приоткрываются затворы, в результате частота вращения турбины увеличивается».

В цехе до сих пор работают машинисты. «Оборудование ломается, но не так часто. Например, подшипники меняем, или порвавшийся на генераторе ремень — это самый нестойкий элемент. Все остальное работает десятки лет без замены. Надеюсь, будет работать и дальше. К сожалению, после начала кризиса отдыхающие стали ездить сюда меньше, и содержать оборудование трудно, ведь государство денег не выделяет» — жалуется один из машинистов.

«Недавно украли 340 кг меди с турбины, и милиция расследует это дело. Закрыли в помещении машиниста, оборвали телефонные провода и сняли медь — не пожалели памятник ради каких-то 120 тыс. рублей. Слева — пострадавшее от вандалов оборудование»:

Думаю, что желтый персонаж на плакате был нарисован задолго до ныне известных миньонов.

На Порожскую ГЭС я с удовольствием съездил второй раз. Это во всех отношениях уникальное место не только для России, но и для мира. Очень хочется, чтобы оно пожило подольше.

Интересную историю рассказал мне почетный энергетик, эксперт Минэнерго России Борис Михайлович Енов. Года три назад, еще в бывшем Минпромэнерго, он разговорился с сотрудницей международного департамента и узнал, что в министерство пришло письмо от одного швейцарца. Он уверял, что его дедушка в свое время построил турбину для Порожской ГЭС. Более того, швейцарец съездил на Урал, нашел станцию и своими глазами увидел эту турбину. Вот и пишет: вы, мол, даже не представляете себе, каким раритетом обладаете…

Старинная ГЭС на Урале. Пороги

Проснувшись рано утром и позавтракав мы направляемся увидеть весьма интересное и старинное сооружение, памятник индустриального зодчества именуемое как Порожская ГЭС. Информацию про нее я нарыл еще очень давно, когда еще небыло авто, но добрался вот только относительно недавно.

.в тексте будет присутствовать немного переработанного «копипаста».

Порожская ГЭС — это затерянная в Уральских горах и единственное в своем роде предприятие, не искаженное реконструкциями советского времени. Плотина, построенная немцами и оборудование сохранились до наших дней почти без изменений. Сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт и представляет собой весьма впечатляющее зрелище .

В 1910 году на реке Большой Сатке на территории современной Челябинской области была пущена ГЭС “Пороги”. Станция предназначалась для энергоснабжения местного завода ферросплавов.

В состав комплекса Порожской ГЭС входят: плотина, здание и оборудование электростанции, плавильный цех, открытая монорельсовая эстакада, здание химлаборатории, каменный сарай. А в нескольких сотнях метров от ГЭС стоит деревянное здание бывшей конторы с квартирой управляющего А.Ф. Шуппе. Сейчас оно находится в частной собственности.

В 1908 году «Уральское электро-металлургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» приступило к строительству предприятия в урочище «Пороги» на реке Большой (Озёрной) Сатке в 35 верстах от одноименного горнозаводского поселка. Производство планировалось электроплавильное, потому Сатку перегородили плотиной, смонтировали приплотинную ГЭС. И уже через два года энергия, выработанная ею, создала в местной электропечи жар, необходимый для выплавки ферросплавов.
Россия тогда впервые начала сама производить особо прочную и жаростойкую сталь, используемую в промышленности.

Плотина выложена из дикого камня, что придает ей особенное очарование. В качестве связки между крупными, обработанными камнями применяли глину и цемент. Ширина плотины составила около 12,5 метров у подошвы и 4,2 метра по гребню. Общая длина гидротехнического сооружения — 125 метров, длина водосливной части — 70 метров, высота — 21 метр.

Ферросплавы – это сплавы железа с редкими металлами. Например, с хромом, вольфрамом, молибденом, кремнием. Их получают при очень высоких температурах в особых плавильных печах. Этим достигается большая прочность сталей и жароустойчивость.

Читайте также  7 самых красивых виадуков России

До сооружения плотины на этом участке реки Большой Сатки было два порога со сливами высотой до четырех метров. Вода в этом месте кипела и бурлила. Место считалось нехорошим, дьявольским, за что его прозвали «Чертовой ямой».

В машинном зале расположены три горизонтальных радиально-осевых гидроагрегата:

Мощностью 0,56 МВт. Введен в эксплуатацию в 1909 году. Включает в себя двухколесную турбину, изготовленную фирмой «Бриглеб, Хансен и Ко» (Германия, г. Гота) в 1909 году, и генератор переменного тока (напряжение 80 В).
Мощностью 0,75 МВт. Введен в эксплуатацию в 1930 году. Включает в себя турбину, изготовленную по лицензии австрийской фирмы на Московском заводе им. Калинина, и генератор завода «Электросила» (напряжение 80 В).
Мощностью 0,05 МВт. Введен в эксплуатацию в 1909 году. Включает в себя турбину, изготовленную фирмой «Бриглеб, Хансен и Ко» (Германия, г. Гота) в 1909 году, и генератор переменного тока (напряжение 220 В, предназначен для питания освещения и бытовой сети завода и поселка).

Здание ГЭС расположено на левом берегу, сложено из бутового камня, совмещено со зданием плавильного цеха.

Пороги. Крупнейшая ГЭС дореволюционной России

Живой, и главное — действующий, памятник горнозаводской старины. Ниже мы пойдём вовнутрь, посмотрим как выглядит передовое предприятие начала ХХ века и немного поболтаем со смотрителем.

Примерно 1908 год, Первой Мировой и последующей революцией ещё не пахнет, экономика Российской империи идёт в гору. Уже примерно 150 лет работает металлургический завод в соседней Сатке, построена уральская часть Транссиба. В 33 км от станции Бердяуш графья Мордвиновы строят уникальное по тем временам предприятие — электростанцию и завод в одной связке.

Выбрано удобное ущелье, устье реки Большая Сатка между склонами хребтов Чулкова и Уары. Почти всё — станцию, завод, плотину строят из местного горного камня — вот он, курумник на той сторне речки, готовый стройматериал:

Привозной кирпич используют только на стыках и в дверных и оконных проёмах. Удобно и необычайно красиво. Вот, например, дом горного инженера Шуппе:

за сто лет, конечно, не обошлось без лёгкой реставрации пеноблоком.

Электростанцию и завод строят параллельно. Три гидроагрегата, современные францусзкие электродуговые печи. На момент постройки предприятие, расположенное в уральской глуши было технически на пике инженерной мысли того времени.
Эта картинка из журнала janeli1, во время моего визита проход по гребню плотины был закрыт

Вот ещё хорошая панорама с той сторны речки, найденая мной на яндекс-фотках

Это моя картинка с этой строны реки, вход виднеется справа на картинке, доступ свободный.

Пойдём внутрь, посмотрим что сохранилось до наших дней. Справа — цех отгрузки ферросплавов, остатки рельс вагонеток, направляющие тельфера сверху. Ещё до входа понятно, что памятник старины разваливается на глазах.

Внутри. Что было в этом помещении, непонятно. Сам агрегатный зал дальше.

В самом машинном зале обстановка как в обычном слесарном цехе советского завода. Я в своё время, ещё будучи школьником, работал на заводе Колющенко фрезеровщиком. Ну было примерно также.

Вот основной агрегат. Он не избежал «инноваций». Вот здесь жж-юзер tugarev-al пишет: Нарушена оригинальная структура турбины. Был демонтирован оригинальный маховик. На его место поставлен шкив. Маховик исчез.

Вот второй агрегат, он поменьше. Не знаю всех тонкостей, мне кажется он стоит каскадом за первым. На заднем плане — каморка смотрителя.

Оба агрегата работают достаточно шумно. Примерно как если бы в таком же помещении работало два больших дизеля. Валы агрегатов вращаются во вкладышах, которые смазывают по старинке, через тавотницы, вот на этой картинке как раз она в центре.

На глаз биение валов приличное, требуется ремонт.

Производитель. В википедии эту табличку прочли так (сохр орф): «Бригель, Хансен ЯК°. Гота»
фотка из жж janeli1, мои менее удачны.

Смотритель станции. В его каморке намного тише потому что двойной стеклопакет.

Основной агрегат с другой строны. Родными остались вал с корпусом турбины, ротор и статор динамо. Там где сейчас стоит шкив с ремённой передачей (я не спрашивал, но скорее всего для водного насоса) раньше был маховик.

Даже сейчас эта старушка даёт половинку мегаватта. Для простого сравнения: автосервису, вроде того в котором я работаю, с покраской, мойкой и двумя здоровыми цехами на 5 машиномест каждый хватает 8-10 киловатт. Тоесть таких сервисов можно запитать 50 штук. А в момент работы ферросплавного завода, станция выдавала 1,3 МВатт, при этом хватало заводу и двум соседним деревням.
Кстати, вот так выглядят лопасти турбины :

Зимой машинный зал обогревается по старинке — чугунной печкой.

Электронная оснастка станции была обновлена в советское время.

Подача воды на станцию

вот на фотографиях janeli1 виден водосброс после агрегатов — пенные следы посередине здания.

Общий вид плотины. Нынешнее лето дождливое, водосброс приоткрыт чтоб не подтапливался пирс в гостинице

Вот ещё вид водозброса и подающей трубы

Общее убранство станции. Слева ещё один такой же агрегат, но на нём заводские шильды уже другие. Во время посещения он не работал.

Совместное производство СССР-Австрия.

Подошёл поболтать со смотрителем. Разговор выдался несколько сумбурным, я даже забыл спросить как его зовут. Мужик показал мне где что находится, потом деловито покрутил задвижку водонасоса. Мы поболтали об устройстве, о вечной нехватке денег, об обещаниях предыдущего, уже ныне покойного губернатора Сумина починить и плотину и завод и станцию. Я спросил, не засасывает ли в агрегаты рыбу и туристов, как тут рыбалка ну и проч.

В углу я заметил лаз в подвал. Если в самом цехе станции вам показалось неаккуратно, то внизу Адъ и Израиль. Вот что мы имеем под основным агрегатом

Памятник горнозаводской старины, занесённый в список ЮНЕСКО (единственный объект в области, так, если чо) в данный момент ремонтируется с помощью говна и палок. Как раз в середине картинки щепочка наискосок, есть ни что иное как затычка свища, от которого вода била в потолок подвала, давление там приличное.

Не знаю, каково состояние самой плотины, многие говорят, что она давно требует ремонта, и запросто может не пережить хороший паводок. Сейчас гребень плотины закрыт для прохода. В подвале даже неспециалисту понятно, без ремонта станцию мы можем потерять в ближайшие 10 лет

Смотрители работают здесь сутки через трое, тоесть всего четверо человек.

Стены ферросплавного завода

Цех отгрузки ферросплавного завода

Подъёмные механизмы водосброса. Всё на мускульной тяге, тоже импортные.

Вот более подробная картинка жж юзера janeli1

Да, это самая что ни на есть настоящая ЛЭП. Не столетняя, конечно, но именно по ней сейчас течёт весь продукт, производимый электростанцией. Запитка идёт на одноимённую гостиницу, а с неё уже раздача дальше по посёлку и соседней деревне вниз по руслу. К слову, когда станция ремонтируется, гостиница включает дизелёк, а деревенские бегут в чулан за лучинами.

Читайте также  Красота в фотографиях одного из самых удивительных уголков России. Карелия

Основной цех ферросплавного завода, трубы на крыше — от тех самых двух дуговых печей «Эру». Доступ внутрь сейчас закрыт, да и думаю нет там ничего.

Вот пишет жж юзер tugarev-al, уж не знаю насколько правда:
Теперь сухая статистика: Что было потеряно из исторического Порожского наследия начиная с 2000 года.
1. Нарушена оригинальная структура турбины. Был демонтирован оригинальный маховик. На его место поставлен шкив.
2. Маховик исчез
3. Нет оригинальной дробилки.
4. Нет весовой.
5. Перестал существовать работающий плавильный цех. Последняя плавка была в декабре 2000 года.
5.1. Нет двух электро дуговых печей
5.2. Нет 2 тележек выкатных.
5.3. Нет лебедок.
6. В самом поселке были разрушены здания, которые еще можно было спасти и которые составляли часть исторического облика поселка начала прошлого века:
6.1. Нет здания школы.
6.2. Нет конного двора со зданием.
6.3. Был ликвидирован магазин. При сносе магазина был поврежден водовод снабжавший поселок водой. После этого поступающей количество воды значительно уменьшилось.
6.4. Здание хим. лаборатории. В 2000 году еще было помещение, которое отапливалось и в котором был сейф с документами о ГЭС и заводе. Нет сейфа и документов.
И самое главное – из-за нарушений технологического обслуживания и ремонта турбины плотины и из-за обмеления пруда летом прошлого года наблюдается катастрофическое разрушение тела плотины. Выпадают целые блоки. Любой сильный паводок может уничтожить плотину.

Обидно, братюни. Обидно, когда нашу даже новейшую, хотябы столетнюю историю мы не в силах сохранить. Представляю как с этим богатством тряслись бы в любой стране Европы. И самое обидное, что всё было просрано (а скорее всего просто напросто разворовано) именно после 2000 года, не в Брежневские, не в Горбачёвские, не в голодные, Ельцинские 90е!. Не удивлюсь, если убранство станции внезапно всплывёт где то в музеях Франции или Германии.

Вот та самая гостиница. Три этажа, пара дюжин номеров, все удобства, ресторан, баня, есть даже небольшой бассейн.

С одной сторны народ пишет в интернетах: Для развития гостиничного бизнеса с плотины был снят статус памятника истории и культуры областного значения, но окончательно правовой статус её до сих пор не определен. Это тормозит принятие решений на межведомственном уровне, возникает обычная бумажная карусель, или — Порожская ГЭС до сих пор единственный источник электроэнергии для близлежащего поселка. Который зимой остается без света, а согласования по постройки линии ЛЭП (несколько км.) тянутся уже несколько лет. В 2000г., как писал выше, производство было прекращено, плотина и прилегающий заводской комплекс стали фактически «ничьими», и с тех пор сооружение начало приходить в упадок.
С другой стороны, то что не разворовано и осталось до сих пор сохранено как раз благодаря существованию той самой гостиницы, разрушение плотины и станции им просто напросто невыгодно. Не будет станции — гостиница сдохнет без света и клиентов.
Притом, даже если всю выручку с отеля пустить на восстановление станции, думаю, всё равно не хватит.
Вот такой сумбурный пост получился. На мой взгляд — Пороги, пожалуй самая крупная достопримечательность моей области.

Старейшая в России работающая ГЭС «Пороги» — работает более века!

Гидроэлектростанция «Пороги» (Порожская ГЭС) — на реке Большая Сатка в Челябинской области, у посёлка Пороги. Старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России (пущена в 1910 году). Памятник истории и культуры областного значения.

Находится N 55° 16.845′ E 59° 8.086′

В конце позапрошлого столетия Россия покупала легированную сталь и прочие ферросплавы за рубежом. В какой то момент решили производить у нас, для этого на одном из месторождений решили построить производство с плавильными печами, печи планировалось использовать электрические, поэтому Большую Сатку перегородили плотиной из бутового камня коего на месте было сколько влезет. Длина плотины 125 метров, максимальная высота 21 метр.

Вид со стороны пруда.

Используется переливная система поверхностного водосброса с ручным управлением.

Механизмы старые, к ним проход перегорожен решеткой и дверью на замке, но, судя по тому, что на решетках содрана краска и даже отполирован металл, лазят туда все кому не лень и постоянно, мы постеснялись. К тому же написано, что залезшему секир башка и кара небесная плюс штраф сто тыщ мильёнов.

Пофоткал с приближением:

Здание ГЭС и гидроагрегаты расположены на левом берегу, к нему ведет лестница.

Она же ведет к металлической трубе водовода длиной 20 м и диаметром 2,5 м.

Плотина ГЭС «Пороги».

Можно обойти с другой стороны — к цеху по выплавке ферросплавов, ныне он находится в таком состоянии.

Раньше тут был кран, не так давно тут была выгрузка руды, теперь же крыша сломана, все ржавое, а от крана только рельса.

Внутри так же: полуразрушено, крыша частично сломана.

Но больше интересно помещение слева: там горят лампы, слышен шум турбины, туда можно зайти — ворота открыты, но следующие двери заперты — они в машинный зал, там видно сквозь щели стоят турбины, печка, какие то еще механизмы покрытые давнишней пылью. Говорят что некоторых пускают на экскурсию — очень было бы интересно попасть!

Там разбитые и сломанные окна.

Из них вид на плотину.

И на Большую Сатку.

Многим объект интересный, несмотря на то, что находится вдали от больших городов и трасс, посещаемый туристами и интересующимися: при нас приехало три машины, да стояла одна, одна группа снимала видео, в том числе сверху с квадрокоптера с плотины.

В общем, учитывая, что это самая старая действующая ГЭС в России, надеюсь ее возьмут под контроль власти или спонсоры, потому что она активно разрушается, хоть и питает сам поселок Пороги, неизвестно сколько еще проработает. Раньше все это хозяйство на энтузиазме содержал инженер на пенсии, но он несколько лет назад умер, и заниматься этим стало некому…

Крутая статья? Поделись!

эксперт по автомобилям и мотоциклам в Перми

Порожская ГЭС (урочище Пороги)

На реке Большая Сатка в Челябинской области расположено удивительное по своей красоте место. До недавнего времени тут работала ГЭС, дошедшая практически в первозданном виде с начала XX века и не искаженная советскими реконструкциями. Старинные сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт. Предлагаю познакомиться с историей и особенностями этих мест.

6 мая 1908 года по инициативе горного инженера Александра Филипповича Шуппе на реке Большой Сатке, левом притоке реки Ай, был основан первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов (на тот момент Россия закупала ферросплавы за границей). Условия были самыми подходящими: имелось сырье (месторождения хромистых железняков и кварцитов), лес для выжига древесного угля, полноводная горная река. Для производства требовалось много энергии, поэтому была построена собственная гидроэлектростанция.

Плотину на реке Большая Сатка построили по проекту известного ученого, инженера-гидравлика Б.А. Бахметьева. После революции 1917 года он эмигрировал в США, где получил звание профессора Колумбийского университета.

Читайте также  Самые красивые дороги России

Плотина выложена из дикого камня, что придает ей особенное очарование. В качестве связки между крупными, обработанными камнями применяли глину и цемент. Ширина плотины составила около 12,5 метров у подошвы и 4,2 метра по гребню. Общая длина гидротехнического сооружения — 125 метров, длина водосливной части — 70 метров, высота — 21 метр.

До сооружения плотины на этом участке реки Большой Сатки было два порога со сливами высотой до четырех метров. Вода в этом месте кипела и бурлила. Место считалось нехорошим, дьявольским, за что его прозвали «Чертовой ямой».

По бытовавшей среди старожилов поселков Пороги и Постройки легенде, при закладке Порожской плотины в ее тело был замурован живой татарин. Будто бы это должно было уберечь плотину от размыва во время весенних паводков. Конечно, к реальности это не имеет никакого отношения.

Предприятие было оснащено по последнему слову техники оборудованием ведущих европейских фирм из Германии, Англии, Австрии и других стран. В помещении машинного зала работали две гидротурбины немецкой фирмы «Бригель Хансен и Ко» из города Гота 1909 года. В плавильном цехе электроплавка велась в дуговых печах «Эру» из Франции. Использовалось и отечественное оборудование.

1 июля 1910 года электростанция дала первый ток. Вскоре, 12 июля, была получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа – выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 килограмма.

Ферросплавы – это сплавы железа с редкими металлами. Например, с хромом, вольфрамом, молибденом, кремнием. Их получают при очень высоких температурах в особых плавильных печах. Этим достигается большая прочность сталей и жароустойчивость.

В возникший при строительстве поселок Пороги с ГЭС стало поставляться электричество, что для небольших населенных пунктов по тем временам было роскошью.

В советское время Пороги вошли в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение «Востоксталь». В 1928 году комплекс Пороги был передан Саткинскому металлургическому заводу, продолжив производство ферросплавов. До 1931 года это был единственный завод по выплавке ферросплавов в стране. Однако они уже не обеспечивали растущих потребностей металлургии. 25 июля 1931 года в Челябинске заработал электрометаллургический комбинат по производству ферросплавов. Однако и завод Пороги не приостанавливал выпуск ферросплавов до 1960-х годов, а с 1971 года он стал цехом при комбинате «Магнезит» и начал выпускать периклаз – высококачественный огнеупор.

Порожская ГЭС, затерянная в Уральских горах, – единственное в своем роде предприятие, не искаженное реконструкциями советского времени. Плотина и оборудование сохранились до наших дней почти без изменений. Сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт.

До недавнего времени Порожская ГЭС продолжала работать, вырабатывая электричество для поселков Пороги и Постройки. Другого источника электричества здесь просто не было. Если воды в пруду не хватало или оборудование выходило из строя, то и электричество в домах местных жителей пропадало. Линию электропередач (из Асылгужино, со стороны Башкирии) сюда протянули лишь несколько лет назад. После этого надобность в собственной электростанции отпала. Порожскую ГЭС навсегда закрыли. Это была старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России.

Комплекс «Пороги» объявлен памятником культурного наследия Челябинской области. Это одна из самых известных историко-архитектурных достопримечательностей региона.

В состав комплекса Порожской ГЭС входят: плотина, здание и оборудование электростанции, плавильный цех, открытая монорельсовая эстакада, здание химлаборатории, каменный сарай. А в нескольких сотнях метров от ГЭС стоит деревянное здание бывшей конторы с квартирой управляющего А.Ф. Шуппе. Сейчас оно находится в частной собственности.

К сожалению, плотина Порожской ГЭС постепенно разрушается: выпала часть каменных блоков, местами пошли трещины. Неважно и состояние построек комплекса. Сохранение этого уникального объекта возможно благодаря созданию музейного комплекса, но это затрудняет извечное для России отсутствие средств.

Порожская ГЭС привлекает многочисленных туристов. В поселке Пороги для туристов выстроили гостиницу, турбазу, действует питомник хаски. Летом в Порогах проводился кузнечный фестиваль.

По данным переписи 2010 года, в поселке Пороги постоянно проживает лишь 12 жителей.

Участок реки Большой Сатки от Порогов до устья в 1985 году был объявлен гидрологическим памятником природы Челябинской области, однако в 2006 году этот статус был снят.

Иногда некоторые туристы-водники начинают сплав от Порогов, идут по Большой Сатке и далее по Аю. Но для этого необходим значительный уровень воды в Большой Сатке. В засушливые года плотину Порогов порой полностью перекрывают, и русло реки пересыхает.

Почитать подробнее про красивейшие достопримечательности реки Ай и ее удивительной истории вы можете в книге «Река Ай».

Предлагаю посмотреть видеоролик, снятый мной во время посещения Порогов.

Как добраться до Порогов?

Поселок Пороги и Порожская ГЭС расположены в Саткинской районе Челябинской области. Общественный транспорт сюда не ходит, поэтому можно добраться лишь на собственном автомобиле.

Нужно выехать на трассу М-5 на участке, связывающем Челябинск и Уфу, в районе города Сатка повернуть по указателю на Бердяуш. Проехав через этот поселок, ехать до Порогов. ГЭС будет в дальней части поселка. Сориентироваться поможет карта внизу статьи.

Расстояние от Челябинска – 210 км, от Екатеринбурга – 340 км, от Уфы – 280 км, от Перми – 440 км.

GPS-координаты Порожской ГЭС: N 55° 16.912′; E 59° 08.053′ (координаты для смартфона: 55.281867° N 59.134217° E).

Также Пороги можно посетить во время сплава по реке Ай. Дорога к Порогам от реки Ай начинается напротив острова в деревне Асылгужино. Расстояние от реки Ай до Порогов – 5,5-6 километров в одну сторону.

Павел Распопов

Современные фото Павла Распопова и Надежды Шималиной

Источники:
Каюмова Р.Л. Уникальное наследие России – Пороги // Природное и культурное наследие Урала: Материалы III региональной науч.-практич. конф. — Челябинск, 2005.
Челябинская область: энциклопедия. — Челябинск, 2008.
Чернецов В.П. Саткинские легенды, сказания, были. — Челябинск, 2001.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: