Северный Урал: четвёртое чудо России и перевал Дятлова - KRINTEL.RU

Северный Урал: четвёртое чудо России и перевал Дятлова

Перевал Дятлова: тайна загадочной гибели тургруппы и как туда добраться

В начале 1959 года группа из девяти туристов под руководством Игоря Дятлов погибла в полном составе на севере Свердловской области. До сих пор не установлены причины гибели, а количество версий произошедшего исчисляется семью десятками. В память о погибшей тургруппе расположенный неподалёку перевал получил название «перевал Дятлова», тайна которого уже многие годы интересует всю мировую общественность вплоть до настоящего времени.

Что за перевал Дятлова?

Урочище Перевал Дятлова — перевал на Северном Урале между горой Холатчахль (высота 1096,7 метров) и безымянной высотой 905. Находится на крайнем северо-западе Свердловской области в Ивдельском городском округе. Перевал получил название в связи с трагедией, когда недалеко от него при не выясненных до конца обстоятельствах погибла туристическая группа, возглавляемая Игорем Дятловым.

На каменном останце близ перевала Дятлова экспедицией 1963 года была установлена мемориальная доска в память о погибших. В 1989 году там установлена ещё одна мемориальная доска. А летом 2012 года на останце были закреплены три пластины с изображением публикаций о дятловцах на страницах журнала «Уральский следопыт».

Что произошло на самом деле?

Точно можно сказать, что происшествие произошло в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области в начале 1959 года (наиболее вероятно, в ночь на 2 февраля).

Основными целями туристического похода были достижение вершин Отортен и Ойко-Чакур. Всего было запланировано 16 дней и не менее 300 километров на лыжах. 23 января группа выдвинулась на поезде из Екатеринбурга. По пути они преодолели Серов, Ивдель и Вижай.

Непосредственно лыжный поход начался только лишь 27 января. 28 января с маршрута (из-за боли в ноге) Юрий Юдин, единственный выживший участник похода. О дальнейших событиях известно лишь из обнаруженных дневниковых записей и фотографий участников похода.

Согласно деталям дела, туристы прошли на лыжах вдоль реки Лозьвы и её притоке Ауспии по тропе манси. 31 января дятловцы подошли к горе Холатчахль (в переводе с мансийского означает «Гора мертвецов»), в то время более известной как «высота 1079».

Река Ауспия, вдоль русла которой продвигались туристы

1 февраля группа поднялась на склон горы Холатчахль, где туристами было принято решение остановиться на ночь на перевале. Что случилось в эту ночь неизвестно до сих пор. Группа погибла в полном составе.

К поисковым работам приступили лишь с 19 февраля (ожидалось, что участники похода выйдут на связь 12 февраля). Только после 6 дней поисков нашли пустую палатку, которая была разрезана изнутри ножом. Тела участников турпохода искали влоть до мая, когда стал активно таять снег.

Палатка группы Дятлова, частично раскопанная от снега.

По официальной информации, большая часть туристов замерзла (они были найдены без одежды), у некоторых были обнаружены серьезные травмы: сильные повреждения грудной клетки, черепа, у одного человека отсутствовал язык, у другого — кончик языка, еще у двух – глазные яблоки. Кроме того, одежда имела заметно повышенный уровень радиации. В официальном деле отсуствуют точные сведения об обстоятельствах гибели группы. Кроме того, имеющиеся сведения иногда противоречат сами себе.

Спустя 25 лет после прекращения дела о гибели группы Дятлова его могли уничтожить «в обычном порядке» по срокам хранения документов. Но прокурор области Владислав Туйков дал указание дело не уничтожать как «общественно значимое».

В настоящее время дело хранится в архиве Свердловской области, ознакомление с ним возможно в режиме «ограниченного доступа» только с разрешения прокуратуры Свердловской области. С копиями материалов дела можно ознакомиться на ряде Интернет-ресурсов.

Первые похороны прошли 9 марта 1959 года при большом скоплении народа. В этот день на Михайловском кладбище похоронили Колмогорову и Дорошенко, а на Ивановском кладбищеКривонищенко. Дятлова и Слободина похоронили на Михайловском кладбище 10 марта.

Фото членов тургруппы на памятнике. Инициалы и фамилия Золотарёва выбиты с ошибками.

Похороны туристов, найденных в начале мая, состоялись 12 мая 1959 года. Троих из них — Дубинину, Колеватова и Тибо-Бриньоля — похоронили рядом с могилами их товарищей по группе на Михайловском кладбище. Золотарёв был похоронен на Ивановском кладбище, рядом с Кривонищенко.

Версии гибели тургруппы

Из-за недолмовок и критики официального дела гибели тургруппы, разными ислледователями и журналистами было создано около 75 версий произошедшего в ту февральскую ночь. Вот некоторые из них:

Сильный ветер

Предполагалось, что кто-то из дятловцев вышел из палатки и был снесён ветром, остальные поспешили ему на помощь, разрезав палатку для скорейшего выхода, и также были увлечены ветром вниз по склону.

Лавинно-холодовая

Одна из основных. Суть версии в том, что на палатку сошла лавина, придавившая её значительным грузом снега, что и стало причиной срочной эвакуации туристов из палатки без тёплой одежды и снаряжения, после чего они погибли от холода. Высказывалось также предположение, что полученные частью туристов тяжёлые травмы причинены именно лавиной.

Другие природные версии

Также существует ряд версий, объясняющих произошедшее столкновением с дикими животными (например, медведем-шатуном, лосем), воздействием редких и малоизученных природных явлений (зимней грозы, шаровой молнии, инфразвука).

Нападение беглых заключённых

В постановлении о прекращении уголовного дела такая возможность не упомянута. Следствие утверждает, что побегов в период происшествия не было.

Гибель от рук манси

Гипотеза нападения манси также рассматривалась следствием и была отвергнута: присутствие других людей в районе высоты «1079» не установлено, сами манси дружелюбны к русским, а само место, где погибла группа считается у манси непригодным для охоты.

Ссора между туристами

Существует версия, что причиной трагедии могла быть бытовая пьяная ссора или драка из-за девушек между участниками похода, приведшая к насильственным действиям и последующей трагедии.

Нападение браконьеров — сотрудников МВД

Согласно этой версии, дятловцы столкнулись с офицерами правоохранительной системы, занятыми браконьерством. Сотрудники МВД (вероятнее всего, Ивдельлага) из хулиганских побуждений напали на тургруппу, что привело к гибели туристов от травм и переохлаждения.

«Контролируемая поставка» — версия Ракитина

Существует версия Алексея Ракитина, согласно которой несколько участников группы Дятлова были сотрудниками КГБ под прикрытием. Они должны были при встрече передать замаскированным под другую тургруппу иностранным агентам важную дезинформацию, касающуюся советских ядерных технологий, но те раскрыли этот план либо нечаянно демаскировали себя и потому убили всех членов группы Дятлова.

Техногенно-криминальные

Согласно некоторым версиям, группа Дятлова оказалась под ударом некоего испытываемого оружия: боеприпаса или ракеты нового типа. Считается, что это спровоцировало поспешное оставление палатки, а возможно и прямо способствовало гибели людей. Существуют версии, объясняющие происшествие лавиной, спровоцированной техногенным фактором (например, взрывом). Была также озвучена версия о воздействии некоего оружия на психику туристов, в результате чего они временно лишились разума и покалечили друг друга.

Мистические и фантастические

К этой категории относятся версии, использующие для объяснения происшествия факторы, существование которых не признаётся научным сообществом: паранормальные явления, инопланетные контакты, проклятия, нападение снежного человека, нечистой силы и тому подобное.

По итогу хочется сказать, что каждая из этих версий имеет как своих сторонников, так и противников. У каждой из них можно найти слабые места, иногда даже просто не связанные с известными фактами. Но попробовать разгадать загадку гибели группы Дятлова в наше время может любой. Возможно, что и у вас есть свои мысли на этот счет.

Как добраться до перевала Дятлова?

Маршрут отличается повышенной популярностью, хоть и несколько сложен для туристов. Без особого труда можно найти любую коммерческую группу для путешествия. С недавних пор, на перевал Дятлова также можно попасть и на вертолете, но удовольствие это не из дешевых.

Для самостоятельных туристов предлагаются следующие маршруты:

Пеший поход

Схема маршрута для пеших туристов: Екатеринбург — Ивдель — Полуночное — Ушма — река Ауспия — перевал Дятлова — Отортен — перевал Дятлова — река Ауспия — Ушма — Полуночное — Ивдель – Екатеринбург. Продолжительность маршрута 8 дней.

На машине

Схемы маршрута на автомобиле:

  • Самый быстрый маршрут (расстояние 537 км от Екатеринбурга, время в пути 10 часов 13 минут): Екатеринбург — Невьянск — Николо-Павловское — Горноуральский — Большая Выя — Лобва — Верхняя Лобва — Веселовка — Карпинск — Североуральск — Ивдель, плохая дорога от Верхней Лобвы до Ивделя, очень плохая дорога от Лобвы до Верхней Лобвы.
  • Самый короткий маршрут (расстояние 515 км от Екатеринбурга, время в пути 10 часов 24 минут): Екатеринбург — Невьянск — Николо-Павловское — Нижний Тагил — Горноуральский — Большая Выя — Лобва — Верхняя Лобва — Веселовка — Карпинск — Североуральск — Ивдель, плохая дорога от Верхней Лобвы до Ивделя, очень плохая дорога от Лобвы до Верхней Лобвы.

Фотопутешествие на Северный Урал: седьмое чудо России и перевал Дятлова

Северный Урал сложно назвать туристической меккой. Места суровые. Добраться не так уж и просто (а до недавних пор и вовсе трудно). Но оно того явно стоит, уверены все, кто здесь побывал.

Две главные точки местных маршрутов: каменные столбы на плато Маньпупунёр и перевал Дятлова. Обе достопримечательности овеяны легендами.

Правда, одну из них создала сама природа, а вторую — человеческая трагедия и до сих пор не раскрытая тайна.

Попасть на плато Маньпупунёр можно разными способами. Существуют недельные пешие маршруты с перевала Дятлова до плато, а можно долететь на вертолёте с компанией «Северный Урал» всего за один день, посетив при этом оба места.

© Gelio (Степанов Слава)

Сначала нужно добраться до Перми, а потом на микроавтобусе — до посёлка Ныроб на севере Пермского края. Посёлок и сам по себе интересен и привлекает паломников.

Читайте также  Здесь русский дух: самые посещаемые заповедники России

В начале XVII века в яме-темнице тут сидел и принял мученическую смерть от истощения Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии Ныроб стал известным местом ссылки заключенных, а сегодня здесь действует большая исправительная колония.

© Gelio (Степанов Слава)

Ми-8Т готов к рейсу на плато Маньпупунёр.

Во время полёта от Ныроба до плато Маньпупунёр пассажиры вертолёта могут полюбоваться видами уральской тайги.

Граница Пермского края и Республики Коми.

© Gelio (Степанов Слава)

Маньпупунёр. Мань-Пупу-Нёр на языке манси означает «малая гора идолов». Столбы выветривания (они же «мансийские болваны») — геологический памятник на территории Печоро-Илычского заповедника.

Эти уникальные объекты учёные называют останцами. Миллионы лет ветер и вода разрушали мягкие горные породы. «Обтёсанные» природой, выстояли семь столбов-идолов.

© Gelio (Степанов Слава)

Столбы Маньпупунёр находятся в 700 метрах над уровнем моря. Высота самого низкого — 30 метров, самый «рослый» (42 метра) сравним с 12-этажным жилым домом.

Столбы выветривания в Республике Коми после общенационального голосования в 2008 году были признаны одним из семи чудес России.
На официальной церемонии объявления итогов конкурса название Маньпупунёр прозвучало четвёртым по счёту.

По старинной легенде югров, идолы Маньпупунёр — это окаменевшие братья-великаны. Один из них захотел силой взять в жёны дочь вождя племени, и гиганты напали на селение.

Но брат девушки, герой Пыгрычум превратил обидчиков в камень отражённым от его щита солнечным лучом. Налётчики, правда, успели разрушить хрустальный дворец, и теперь в этих местах находят осколки — горный хрусталь.

Вертолётная площадка устроена на приличном отдалении от самих столбов, чтобы исключить малейшее техногенное влияние на геологический памятник.

© Gelio (Степанов Слава)

Инспектор Печоро-Илычского заповедника. У хранителей природного парка с каждым годом всё больше работы, потому что поток туристов в здешние места постоянно растёт.

Разгрузка вещей и провианта.

© Gelio (Степанов Слава)

Каждый посетитель заповедника перед его посещением проходит обязательный инструктаж. Правила понятные и общечеловеческие: никуда не карабкаться, ничего не забирать с собой на память и, главное, не мусорить.

© Gelio (Степанов Слава)

Все передвижения по территории заповедника и плато Маньпупунёр — строго гуськом по чётко выложенной камешками тропинке.

Реальный масштаб каменных столбов-идолов можно оценить только у их подножия.

«Гора идолов» почиталась как святыня и защитница коренными племенами кочевников и охотников. Каменных истуканов обожествляли. Хотя подниматься на плато простым смертным было строго запрещено.

Испытание временем пережили только прочные серицито-кварцитовые сланцы — по сути, «позвоночник», костяк бывших гор. Остальные породы были разрушены выветриванием и вымыванием.

На плато Маньпупунёр организовано несколько смотровых площадок для туристов.

Удивительно, но есть сторонники версии рукотворного происхождения каменных столбов: якобы в древности они были сделаны людьми в ритуальных целях, изображали различных животных, но со временем потеряли первоначальную форму.

Версия искусственной природы идолов не выдерживает серьезной научной критики. Однако в каменных фигурах каждый находит что-то своё. Например, в отдельных столбах усматривают черты человека, а кто-то даже — «космонавта».

Труднодоступное плато Маньпупунёр было священным местом племен манси и коми до первой трети XX века. Именно тогда в здешние места попали первые советские исследователи.

К сожалению, естественное разрушение каменных идолов Маньпупунёр невозможно остановить. Столбы испещрены трещинами, а у подножия иногда замечают свежие осыпи камней.

Дикие животные — нередкие гости (а может, и хозяева?) Печоро-Илычского заповедника.

Сегодня на плато Маньпупунёр ведут пеший, лыжный и вертолётный маршруты. Действовал и автомобильный маршрут, но недавно он был запрещен. Администрация заповедника пытается держать под контролем поток «диких» туристов, которых манит мистическая и сакральная атмосфера горы идолов.

Следующая точка однодневного вертолётного маршрута — печально известный перевал Дятлова. Перелёт от плато Маньпупунёр занимает примерно полчаса.

Перевал Дятлова. Уральский перевал расположен на крайнем северо-западе Свердловской области.

Группа туристов привлекает внимание экипажа Ми-8Т сигнальным огнём.

Пеший переход между Маньпупунёр и перевалом Дятлова рассчитан на неделю. Туристов на перевале забирает вертолёт.

До середины прошлого века перевал был безымянным. Название он получил после таинственной трагической гибели в феврале 1959 года группы из девяти туристов под руководством Игоря Дятлова.

Скала стала стелой. В память о погибших здесь установлены мемориальные доски.

Гости перевала Дятлова оставляют не вернувшимся коллегам-туристам и трогательные личные «подарки» — например картошку и простые цветы.

На этом склоне почти 60 лет назад и произошла загадочная трагедия, о причинах которой до сих пор спорят. Версии выдвигают самые разные, от чисто криминальных до уфологических. Так или иначе: что-то (или кто-то) вынудило молодых и крепких уральских туристов в панике покинуть палатку и погибнуть от холода и травм.

Примерно на этом месте стояла палатка группы Дятлова.

Кромка леса, возле деревьев которого пытались спастись некоторые туристы группы Дятлова.

Прошедшие по увлекательному маршруту туристы собираются в обратный путь.

Мы улетели обратно в поселок Ныроб. А небольшая группа новых туристов осталась на перевале Дятлова, чтобы отправиться от него в пеший переход до плато Маньпупунёр.

От классических видов уральской природы сложно оторвать взгляд.

В качестве «бонуса» для желающих — так называемая узкая улочка в окрестностях Ныроба. Это вертикальная 40-метровая расщелина в скале шириной всего около полуметра.

Напоминает вырубленную в камне лестницу. Подняться не так уж и просто. Зато на вершине, как гласит предание, смельчаков ждёт приз — духовное очищение. Ну и прекрасная панорама окрестностей.

© Gelio (Степанов Слава)

Большое спасибо компании «Северный Урал» за организацию съемки.

Северный Урал: четвёртое чудо России и перевал Дятлова

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Gelio (Степанов Слава) [entries|archive|friends|userinfo]

[ Tags | аэрофотосъемка, природа, репортаж ]
[ Местонахождение | Маньпупунер, Республика Коми, РоссияПеревал Дятлова, Свердловская область, Россия ]

Северный Урал сложно назвать туристической меккой. Места суровые. Добраться не так уж и просто (а до недавних пор и вовсе трудно). Но оно того явно стоит, уверены все, кто здесь побывал. Две главные точки местных маршрутов: каменные столбы на плато Маньпупунёр и перевал Дятлова. Обе достопримечательности овеяны легендами. Правда, одну из них создала сама природа, а вторую — человеческая трагедия и до сих пор не раскрытая тайна.

1. Попасть на плато Маньпупунёр можно разными способами. Существуют недельные пешие маршруты с перевала Дятлова до плато, а можно долететь на вертолёте с компанией «Северный Урал» всего за 1 день, посетив при этом оба места.

2. Сначала нужно добраться до Перми, а потом на микроавтобусе — до посёлка Ныроб на севере Пермского края. Посёлок и сам по себе интересен и привлекает паломников. В начале XVII века в яме-темнице тут сидел и принял мученическую смерть от истощения Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии Ныроб стал известным местом ссылки заключенных, а сегодня здесь действует большая исправительная колония.

3. Ми-8Т готов к рейсу на плато Маньпупунёр.

4. Во время полёта от Ныроба до плато Маньпупунёр пассажиры вертолёта могут полюбоваться видами уральской тайги.

5. Граница Пермского края и республики Коми.

6. Маньпупунёр.

Мань-Пупу-нёр на языке манси означает «малая гора идолов». Столбы выветривания (они же «мансийские болваны») — геологический памятник на территории Печоро-Илычского заповедника.

7. Эти уникальные объекты учёные называют останцами. Миллионы лет ветер и вода разрушали мягкие горные породы. «Обтёсанные» природой, выстояли семь столбов-идолов.

8. Столбы Маньпупунёр находятся в 700 метрах над уровнем моря. Высота самого низкого — 30 метров, самый «рослый» (42 метра) сравним с 12-этажным жилым домом.

9. Столбы выветривания в республике Коми после общенационального голосования в 2008 году были признаны одним из «Семи чудес России». На официальной церемонии объявления итогов конкурса название Маньпупунёр прозвучало четвёртым по счёту.

10. По старинной легенде югров, идолы Маньпупунёр — это окаменевшие братья-великаны. Один из них захотел силой взять в жёны дочь вождя племени и гиганты напали на селение. Но брат девушки, герой Пыгрычум превратил обидчиков в камень отражённым от его щита солнечным лучом. Налётчики, правда, успели разрушить хрустальный дворец, и теперь в этих местах находят осколки — горный хрусталь.

11. Вертолётная площадка устроена на приличном отдалении от самих столбов, чтобы исключить малейшее техногенное влияние на геологический памятник.

12. Инспектор Печоро-Илычского заповедника.

У хранителей природного парка с каждым годом всё больше работы, потому что поток туристов в здешние места постоянно растёт.

13. Разгрузка вещей и провианта.

16. Каждый посетитель заповедника перед его посещением проходит обязательный инструктаж. Правила понятные и общечеловеческие: никуда не карабкаться, ничего не забирать с собой на память и, главное, не мусорить.

18. Все передвижения по территории заповедника и плато Маньпупунёр — строго гуськом по чётко выложенной камешками тропинке.

19. Реальный масштаб каменных столбов-идолов можно оценить только у их подножия.

20. «Гора идолов» почиталась как святыня и защитница коренными племенами кочевников и охотников. Каменных истуканов обожествляли. Хотя подниматься на плато простым смертным было строго запрещено.

21. Испытание временем пережили только прочные серицито-кварцитовые сланцы — по сути, «позвоночник», костяк бывших гор. Остальные породы были разрушены выветриванием и вымыванием.

22. На плато Маньпупунёр организовано несколько смотровых площадок для туристов.

23. Удивительно, но есть сторонники версии рукотворного происхождения каменных столбов: якобы в древности они были сделаны людьми в ритуальных целях, изображали различных животных, но со временем потеряли первоначальную форму.

24. Версия искусственной природы идолов не выдерживает серьезной научной критики. Однако в каменных фигурах каждый находит что-то своё. Например, в отдельных столбах усматривают черты человека, а кто-то даже —«космонавта».

25. Труднодоступное плато Маньпупунёр было священным местом племен манси и коми до первой трети XX века. Именно тогда в здешние места попали первые советские исследователи.

26. К сожалению, естественное разрушение каменных идолов Маньпупунёр невозможно остановить. Столбы испещрены трещинами, а у подножия иногда замечают свежие осыпи камней.

27. Дикие животные — нередкие гости (а может, и хозяева?) Печоро-Илычского заповедника.

29. Сегодня на плато Маньпупунёр ведут пеший, лыжный и вертолётный маршруты. Действовал и автомобильный маршрут, но недавно он был запрещен. Администрация заповедника пытается держать под контролем поток «диких» туристов, которых манит мистическая и сакральная атмосфера горы идолов.

30. Следующая точка однодневного вертолётного маршрута — печально известный перевал Дятлова. Перелет от плато Маньпупунёр занимает примерно полчаса.

31. Перевал Дятлова.

Уральский перевал расположен на крайнем северо-западе Свердловской области.

32. Группа туристов привлекает внимание экипажа Ми-8Т сигнальным огнём.

33. Пеший переход между Маньпупунёр и перевалом Дятлова рассчитан на неделю. Туристов на перевале забирает вертолёт.

34. До середины прошлого века перевал был безымянным. Название он получил после таинственной трагической гибели в феврале 1959 года группы из девяти туристов под руководством Игоря Дятлова.

35. Скала стала стелой. В память о погибших здесь установлены мемориальные доски.

36. Гости перевала Дятлова оставляют не вернувшимся коллегам-туристам и трогательные личные «подарки» — например картошку и простые цветы.

37. На этом склоне почти 60 лет назад и произошла загадочная трагедия, о причинах которой до сих пор спорят. Версии выдвигают самые разные, от чисто криминальных до уфологических. Так или иначе: что-то (или кто-то) вынудило молодых и крепких уральских туристов в панике покинуть палатку и погибнуть от холода и травм.

38. Примерно на этом месте стояла палатка группы Дятлова.

39. Кромка леса, возле деревьев которого пытались спастись некоторые туристы группы Дятлова.

40. Прошедшие по увлекательному маршруту туристы собираются в обратный путь.

41. Мы улетели обратно в поселок Ныроб. А небольшая группа новых туристов осталась на перевале Дятлова, чтобы отправиться от него в пеший переход до плато Маньпупунёр.

42. От классических видов уральской природы сложно оторвать взгляд.

44. В качестве «бонуса» для желающих — так называемая «узкая улочка» в окрестностях Ныроба. Это вертикальная 40-метровая расщелина в скале шириной всего около полуметра. Напоминает вырубленную в камне лестницу. Подняться не так уж и просто. Зато на вершине, как гласит предание, смельчаков ждёт приз — духовное очищение. Ну и прекрасная панорама окрестностей.

45. В ожидании новых туристов.

Большое спасибо компании «Северный Урал» за организацию съемки!

Туристы из Екатеринбурга потерпели аварию в походе на перевал Дятлова

В составе группы — журналист «URA.RU». Рассказ об экстремальной экспедиции на Север Урала

Группа туристов из турклуба Уральского федерального университета вернулась из экстремального похода по Северному Уралу. В составе группы был журналист «URA.RU» Андрей Гусельников. Почему перевал Дятлова пускает не всех — в его рассказе.

Мне доводилось бывать на перевале Дятлова, но летом. Отправиться туда сейчас заставили упреки «дятловедов»: «Легко рассуждать о том, что случилось с дятловцами, а вы сходите туда зимой сами!» То, что я не раз бывал в других зимних походах — не аргумент. И вот, узнав, что ребята из турклуба «Романтик» собираются на перевал, я напросился с ними, благо необходимый туристский опыт имелся.

Сразу оговорюсь: мы шли на перевал Дятлова не так, как обычно ходят группы туристов. Как правило, они заходят с юга по реке Ауспии (25 километров) или по дороге, наезженной снегоходами и квадроциклами, от кордона «База Ильича» (там 35 км). Но для опытных туристов это слишком легкий вариант, такой поход не подпадает даже под первую (самую легкую) категорию. Мы шли с севера, с базы геологов «Трехречье», поскольку еще одной нашей целью были знаменитые столбы на плато Маньпупунер (считается одним из чудес России).

По прямой между ними и перевалом Дятлова — около 70 км. Всего же маршрут составил 150 км и занял 10 дней, что соответствует 2-й (повышенной) категории сложности.

Наша команда была «сборной солянкой» — собрались люди из Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Кирово-Чепецка и даже из Ростова-на-Дону. Четыре парня (в том числе руководитель похода Олег Митрясов) и девять девчонок. Груз у них был, разумеется, полегче, чем у мужиков (около 20 кг против 30 с лишним у парней), но работать в походе девушкам приходилось по полной: переть свой рюкзак, тропить лыжню и каждый день ставить и снимать лагерь — растягивать большую палатку-шатер, дежурить ночью у печки, готовить на костре. А также заниматься заготовкой дров (без которых в зимнем походе не выжить). И если кололи дрова только мужики, то на «лесопилке» работали именно девчонки.

В шутку мы называли наш поход «передвижной исправительно-трудовой лагерь для девушек с трудным характером».

Без особых проблем группа поднялась за два дня по речке Луцоулье до Главного Уральского хребта и затем — на плато Маньпупунер. В тот день нам сказочно повезло с погодой: было солнечно и безветренно, все с удовольствием фотографировались возле 70-метровых каменных великанов. Казалось, и дальше наш поход будет таким же легким и приятным. Но Северный Урал суров и непредсказуем: здесь и летом может разгуляться ненастье, не говоря уже про зиму: на следующий день, когда мы вышли на хребет, началась пурга. А под ногами — фирн (твердый выветренный снег, скользкий настолько, что лыжи держат на нем с трудом). Пару раз ветер буквально сдувал нас со склона!

В такие минуты ответ на вопрос, мог ли быть ураган в ту ночь, когда дятловцы вылезли из палатки, очевиден.

Как и в походе группы Дятлова, в нашем тоже произошла авария (к счастью, с гораздо менее трагичными последствиями): примерно на середине пути от Пупов к перевалу у одной из девушек на лыже от мороза и нагрузок лопнуло металлическое крепление. Остаться зимой посреди тайги без лыжи — это ЧП: повсюду глубокий снег. В лесу глубина сугробов достигала двух метров. Идти по нему без лыж невозможно. К счастью, у нас было запасное крепление, но как его поставить в таких условиях?

Чтобы хотя бы немного спрятаться от ветра, мы спустились в выветренную яму вокруг заснеженного деревца и сделали из рюкзаков укрытие, в котором девчонки организовали перекус. А парни тем временем занялись ремонтом. Как назло, крепление было посажено на эпоксидный клей, и ни один шуруп не выкручивался. Снять крепление с лыжи удалось только с помощью топора и какой-то матери. Ставить новое оказалось целой эпопеей: шурупы никак не хотели ввинчиваться в замерзший пластик. Все это — на холоде и пронизывающем ветре.

Меняя друг друга при ремонте, парни по очереди бегали в укрытие из рюкзаков, где девчонки отпаивали их чаем из термосов и обнимали, чтобы чуть-чуть согреть.

Ремонт занял больше часа. Встав на лыжи, группа устремилась в ближайший лес, где нас ждало спасение — дрова. Только разбив лагерь, мы смогли отогреться. Забегая вперед, скажу, что это был не единственный крупный ремонт в походе: вскоре надломилось крепление на другой лыже, мы прижали его металлической «шиной», и оно чудом продержалось почти до конца похода.

Из-за аварии было потеряно полдня. Предыдущий план (идти до перевала Дятлова по хребту) уже не работал — было решено идти к нему напрямую через зону леса. При этом нам пришлось преодолеть еще пару перевалов, пройти по речкам Сульпе и Лозьве. Но погода преподнесла новый сюрприз: температура воздуха поднялась почти до ноля градусов, снег стал очень рыхлым и проваливался. Глубина лыжни местами достигала метра. Санки-волокуши, которые ехали за мной, часто застревали в ней, не доставая «дна».

Нашей целью было пробиться к наезженной снегоходной дороге, ведущей от базы Ильича до перевала Дятлова. Последний участок был самым тяжелым: мы шли со скоростью полкилометра в час — настолько глубоким был снег и густой — тайга. Чтобы пробить 8 километров лыжни, ушел почти целый день. На «буранку» мы выскочили уже вечером. В этой точке до перевала Дятлова оставалось каких-то 15 км. Но на следующее утро от Ауспии нас должна была забрать «вахтовка» (грузовик для перевозки людей) — иначе мы не успели бы на поезд. До точки выброски нам нужно было пройти еще 30 км. При всем желании на перевал мы уже не успевали. В темноте разбили лагерь, отметили 8 Марта остатками вкусностей, девчонки сварганили из печенья и сгущенки тортик.

В последнюю ночь дежурные встали в 3.30, остальная группа — в пять, в 6.30 мы уже стартовали, в 11.00 грузились в «вахтовку». Чтобы машина лучше шла по рыхлому снегу, водитель Володя спустил давление в шинах до 0,5 атмосферы и гнал что есть мочи (по 20-30 км в час). Он, кстати, тоже совершил свой маленький подвиг: еще при заброске туда у него пробило прокладку двигателя, друзья привезли ему запчасти, и он прямо там, на базе геологов, на морозе отремонтировал движок. Удивительные люди живут на Северах!

На вокзале в Ивделе мы встретили еще несколько групп туристов: кто-то ходил на Маньпупунер и обратно, кто-то — на перевал Дятлова. Таким безумным маршрутом, как мы, не шел никто. При этом перевал нам так и не покорился: чтобы попасть на него, нам не хватило суток. Анонсируя поход, его руководитель Олег Митрясов сказал: «У нас будет настоящий туризм: лыжи, палатка с печкой и очень долгий и трудный путь». Так оно и вышло. Перевал все еще ждет тех, кто не боится его покорить. И кто готов к этому.

Сообщения с перевала не было. Группу Дятлова погубила операция «Роза»?

Загадку гибели группы Дятлова называют необъяснимой. Но специалист из города Снежинск уверен, что ему удалось восстановить всю цепочку событий – в его версии учтены все противоречия и есть объяснения всем тайнам.

Долгое время проработавший в закрытом городе, изобретатель и рационализатор Вадим Скибинский для своего расследования использовал в первую очередь знания особенностей оборонной отрасли страны, её истории.

«Я заметил, что исследователи идут двумя путями – либо ставят себя на место дятловцев, идут даже на перевал, но там ничего нет. Либо дают правильное направление, но в какой-то момент останавливаются, будто находятся под подпиской о неразглашении. Я решил действовать по-другому — прежде всего, я отмёл мистику, — рассказывает исследователь. – Затем по порядку рассмотрел гипотезы техногенных катастроф. И тогда осталось лишь одно очевидное объяснение, которое ответило на каждый вопрос. Всё дело в операции «Роза».

Ликвидировать? А зачем?

Техногенные катастрофы можно разделить на два вида – те, что произошли на земле, и те, что, как говорится, свалились сверху.

Исследователь начал с аварий на земле. Возможно, разлили какое-то химическое вещество, и облако накрыло ребят? Тем более, под Екатеринбургом было военное химическое производство. Вдруг отходы или сами вещества транспортировали на север? Но в тех краях нет железных дорог, да и качество автодорог было неважным в то время, а опыт других городов показывает, что отходы хранили рядом с предприятием.

А если дятловцы что-то увидели и их «зачистили»? Но речь идёт о лучших студентах УПИ, и в то время кураторы отслеживали самых толковых студентов – это же 50-ые годы, оборонка нуждалась в кадрах. Да и какой смысл убивать патриотично настроенных советских студентов? Подписки о неразглашении было бы вполне достаточно. Также надо учесть, что у секретных объектов была многоуровневая система защиты, и на внешнем периметре обычно находились обычные военные, которые даже не знали, что охраняли. И опять же – нет ни железных дорог, ни трасс, без которых не может обойтись важный государственный объект.

Может, причина в ядовитом облаке от химкомбината?

«Я читал об этой версии в вашем издании, — говорит Вадим Скибинский. – Но концентрация такого облака должна быть слишком велика. Тогда туристы постоянно гибли бы на Таганае рядом с Карабашом».

А если опасность явилась с воздуха? Например, были ядерные испытания. Но они требуют серьёзной подготовки, и последствия у них совсем иные, чем на месте гибели дятловцев. К тому же, в 1959 году действовал мораторий на такие испытания.

Авиакатастрофу тоже отметаем – были бы следы сильного пожара, везде лежали бы обломки. Остаётся авария ракеты, но и тут не всё просто.

Всё началось в посёлке Полярный

«Откуда могла прилететь ракета и какая? – рассуждает Вадим Скибинский. – Тогда в СССР было лишь два космодрома – Байконур и Капустин Яр. Надо понимать тогдашнюю обстановку в стране. Стояла задача создать стратегическую ракету, способную донести ядерный заряд до США. Известная всем Р-7, гагаринская ракета, работала на жидком кислороде с керосином. Весом она до 260 тонн, не спрячешь. И довольно дорогое удовольствие. Заправлять её надо было сутки, а запустить в течение часа. Так что если бы США атаковали бы СССР, ответить он мог бы лишь через сутки. Поэтому Р-7 задействовали для освоения космоса. А вот для обороны нужна была ракета, которая была бы всегда готова к пуску. Твёрдого топлива и гептила тогда ещё не было, оставалось углеводородное топливо со скипидаром и азотной кислотой в качестве окислителя. На таком топливе летали ракеты Р-11, Р-12 и «Буря».

Какая из этих ракет могла вызывать гибель группы Дятлова? Ракет Р-11 сделали мало, дальность их составляла 250 км, а вес составлял всего 5,4 тонны. Что касается ракет «Буря», то их обычно запускали в сторону Камчатки, и почти всё топливо с азотной кислотой они расходовали ещё на старте.

«А вот Р-12 крайне интересный объект, — считает исследователь. – Масса 42 тонны, но это после заправки, а так достаточно легкая, для её запуска не нужен космодром – достаточно небольшой стартовой площадки и 12-15 вспомогательных машин. При этом ракета несёт аж 29 тонн азотной кислоты. В заправленном состоянии могла стоять месяц. Эти преимущества и привели к тому, что Р-12 выпустили 2 тысячи 300 штук, и стояли они на всех границах СССР. На Кубу в момент Карибского кризиса доставили именно Р-12. Именно эта ракета позволила достичь ядерного паритета с США, и поэтому её испытаниям придавали такое значение».

Однако в ноябре 1958 года вступил в силу мораторий на ядерные испытания, но опробовать-то Р-12 надо, пусть и без ядерного заряда. Известно, что запуски после моратория производили с площадки в посёлке Полярный на Полярном Урале. Это идеальное место – есть и железная дорога, а сравнительно недалеко Новая Земля, в сторону которой позднее запускали ракеты уже с ядерными зарядами.

«По официальным данным площадка начала работать в 1962 году, но я подозреваю, что на самом деле намного раньше, ведь столь крупный объект не могли так быстро построить сразу после отмены моратория, — убеждён Вадим Скибинский. – Испытания Р-12 проходили под кодовым названием — операция «Роза». Она и стала причиной гибели дятловцев».

О чем рассказали камни без снега

Так что же произошло на перевале Дятлова?

«Как отследить полёт ракеты? — продолжает исследователь. – РЛС тогда ещё не использовали. По словам полковника Михаила Сокольникова, в топливо добавляли светящийся элемент – например, натрий. Специальные люди следили за светящейся траекторией и отзванивались. Кстати, огненные шары, которые наблюдали на Северном Урале и у перевала – это выхлопные газы ракет. В феврале 1959 года Р-12 запускали к юго-западу – там безлюдные места. Группа Дятлова отправилась в поход с задачей отследить запуск, поэтому и палатку поставили в неудобном месте – на склоне горы».

Но как дятловцы должны были сообщить о прохождении ракеты, ведь на перевале не было ни телефона, ни рации? Оказывается, в то время в таких случаях слушали радиопередачи и фиксировали, что именно передавали в момент прохождения ракеты.

«А знаете, чем увлекался сам Дятлов? Как раз радио! – указывает исследователь. – И даже в свой первый поход в 7 классе он брал собственноручно собранный радиоприёмник. Думаю, Дятлов должен был зафиксировать точку и время прохождения ракеты. Прикрывал же группу Семён Золотарёв, который присоединился к туристам в последний момент. Уверен, это был человек из спецслужб и специализировался как раз на таких заданиях. Неслучайно прежде он участвовал в походах на Кавказе, а как раз на юге находился космодром Капустин Яр. А тут Золотарёв внезапно оказывается на Урале – это явно было задание».

Но в какой-то момент произошла авария. В Р-12 три бака – вероятно, когда топливо в одном баке было использовано, второй не подключился. Двигатели перестали работать, и ракета, где было ещё как минимум 15 тонн азотной кислоты, врезалась в гору. Кислота превратилась в аэрозоль, под воздействие которого попала группа Дятлова. Ребята получили ожоги легких, добавьте также отвратительный запах скипидара – туристы в панике покинули палатку и бросились к оврагу, подальше от места аварии. Далее всё известно – пытались развести костёр, часть ребят отправилась обратно к палатке за одеждой, но вскоре все погибли от отравления.

Вскоре на место аварии явились военные. Они видят массу трупов и решают инсценировать драку – скорее всего, не очень умное решение кого-то из среднего звена руководителей. Военные торопятся, отсюда столь разные и хаотичные раны. Тела дятловцев, ушедших к палатке, вовсе не замечают, поэтому у тех и нет травм. Затем собирают обломки ракеты (напомним, что без топлива она довольно легкая) и уходят.

«В пользу этой версии и слова очевидцев из числа спасателей, что на перевале торчали острые камни без снега, а следы дятловцев были обледенелые, хотя температуры стояли минусовые, — говорит Вадим Скибинский. – Значит, причина химическая – аэрозоль осел на землю, где-то растопил снег, где-то уплотнил следы. И цвет тел дятловцев свидетельствует о воздействии кислоты. А взрыва от падения ракеты не было, так как топливо и окислитель находились в отдельных баках. При столкновении с землёй содержимое баков будет выброшено на землю в виде аэрозолей. Огонь возникнет, но часть топлива мгновенно сгорит, а другая часть компонентов разлетится в виде аэрозолей».

Исследователь уверен, что его версия самая логичная, а полные доказательства будут представлены, когда государство рассекретит это дело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: